В Третьяковке прямо во время многодневной проверки сменился руководитель — на пост гендиректора главного национального музея изобразительного искусства вместо Зельфиры Трегуловой, которая занимала этот пост последние восемь лет, пришла Елена Проничева, ранее работавшая в Еврейском музее и возглавлявшая Политех. Этому событию предшествовало сообщение бдительного гражданина о том, что экспозиция галереи не соответствует национальной стратегии по защите духовно-нравственных ценностей. Корреспондент RTVI Алексей Крижевский разобрался, кто ушел из галереи и кто теперь будет ею руководить.

От амазонок до Марата

В кругах культурной номенклатуры ходила байка, что искусствоведа и куратора Зельфиру Трегулову буквально сняли с самолета, на котором она должна была улетать работать в один из музеев сети Гугенхайма — предположительно, в Бильбао. Сняли, чтобы предложить ей пост директора “РОСИЗО” (государственной компании-оператора гастрольных выставок и закупок произведений), а затем и директора Государственной Третьяковской галереи. Правдивость этой красочной истории ни один из моих источников мне не подтвердил, но она хорошо иллюстрирует, насколько высоки были компетенции человека, возглавившего главный национальный музей страны в 2015-м году.

Трегулова — куратор международного уровня: на ее счету несколько больших проектов, реализованных в музеях Венеции, Монако, Бильбао, Амстердама. Причем продвигала она на международных площадках именно русское искусство.

Например, в рамках проекта «Амазонки авангарда», охватившего пять музеев Гугенхайма, сделала масштабное представление женщин из круга художников первой половины ХХ века. В 2004-м сделала в Монако выставку «Художники “Бубнового валета”», посвященную замечательной арт-группе, в которую входили Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов и другие. А в 2005-м, снова в Музее Гугенхайма, сделала выставку с говорящим названием «Россия!». При этом она занимала и должности в государственных музеях — работала в музеях Кремля, а также была заведующей отделом зарубежных связей в ГМИИ им. Пушкина. После работы в котором, по рассказам сплетников, ее и позвали в Бильбао.

Изменения, связанные с ее приходом в Третьяковку, были столь значительны, что стали заметны невооруженным глазом. Они шли по всем направлениям — здание на Крымском валу, которое Третьяковка прежде делила с Конфедерацией союзов художников, полностью перешло Галерее и стало именоваться Новой Третьяковкой. Одним из первых больших событий в нем стала выставка Валентина Серова, очередь на которую стала притчей во языцех и положила начало эпохе выставок-блокбастеров.

Пресс-служба Оkko / ТАСС

Успех обозначил новый тренд — Третьяковка развернулась лицом к посетителю, стала «модным местом» и перестала восприниматься как вместилище подлинников древностей из школьных хрестоматий. При этом, получив новую аудиторию, галерея работала и воспитывала своего зрителя по всем, а не только популярным направлениям. Рассказывала о неофициальном искусстве — например, устроила замечательную выставку Ильи Кабакова — и о вполне официальном — представила творчество живописцев-соцреалистов Гелия Коржева и Таира Салахова. А то и вовсе совмещала их в одном выставочном проекте («Ненавсегда»). Приглашала к себе значительные иностранные выставки (можно вспомнить ретроспективу Эдварда Мунка) и представляла недооцененных русских художников (устроила в 2020-м году первую ретроспективу авангардиста Ильи Фалька), а также тех отечественных мастеров, которым снова стало модно гордиться (например, Архипа Куинджи).

За некоторые экспозиции Трегулову всерьез критиковали в патриотических кругах — как, например, за «Дар Марата», в рамках которой галерея показала коллекцию современного искусства, переданную ей в дар галеристом Маратом Гельманом*.

Не меньшее оживление происходило как в хозяйственных делах, так и в параллельных программах галереи. В Третьяковке появился свой кинотеатр, со своим уникальным набором программ, ретроспектив и небольших фестивалей. Его возглавил Максим Павлов, ближайший сподвижник легендарного основателя “Музея кино” Наума Клеймана.

Началось возведение нового корпуса Третьяковки на Кадашевской набережной, которое на данный момент близится к завершению. В стенах Третьяковки поселился фестиваль Vivacello, в рамках которого произведения камерного и классического репертуара стали исполняться прямо в выставочных залах на фоне картин, с которыми кураторы ассоциировали те или иные экспонаты.

В целом, Третьяковка снова стала местом, которое не только приезжие, но и сами москвичи посещали при первой возможности. Таким образом галерея научилась не только просить у государства, но и зарабатывать самостоятельно.

Загадочный Иуда и невыездная «Троица»

Все это сделало Трегулову достаточно могущественной фигурой в российском культурном истеблишменте, считают некоторые сотрудники Третьяковки. «Именно в период [Ольги] Голодец (вице-премьер, курировавшая культуру в 2018 — 2020 годах — примечание RTVI) и Мединского (министр культуры в 2012 — 2020-м годах — примечание RTVI) Третьяковка во главе с Трегуловой была одной из самых свободных культурных институций в стране», — рассказал мне руководитель одного из подразделений Третьяковки.

Петр Кассин / Коммерсантъ

Контракт Зельфиры Трегуловой, в 2018-м продленный еще на пять лет, истек 7 февраля. Смене руководства предшествовала странная история, связанная с дисциплинарно-кадровой проверкой, призванной выявить сотрудников-удаленщиков. Было и обращение в Минкультуры некоего Сергея Шадрина, который пожаловался на несоответствие содержания выставок стратегии по защите духовно-нравственных ценностей.

Недовольство жалобщика вызвало, кстати, не только современное искусство — хотя и оно удостоилось упоминания в обращении, — но и цикл Наталии Нестеровой «Тайная вечеря». Зритель не смог понять, на какой из картин изображен Иуда.

Это, впрочем, было не единственным трением между Третьяковкой и вышестоящими организациями. Правда, предыдущий конфликт у галереи вышел с властями не светскими, а духовными — галерея довольно определенно высказалась против использования «Троицы» Андрея Рублева в богослужении. Впрочем, икона все равно была выдана и вернулась обратно, после чего реставраторы галереи забрали ее на обследование.

Дочь главы Погранслужбы и технократ

Пока непонятно, можно ли надеяться на преемственность чрезвычайно активной повестки Трегуловой. Сама она отказалась комментировать RTVI назначение нового руководителя Елены Проничевой. «Я очень поверхностно знакома с Еленой Владимировной Проничевой. Я даже не знаю, какое образование она получила и насколько ориентируется в истории искусства», — сказала Трегулова.

Про Проничеву известно куда меньше, однако и она имела отношение к заметным проектам. До начала карьеры в культуре Проничева работала в Госдуме и структурах Газпрома. Вполне заметной была ее работа в качестве исполнительного директора Еврейского музея и Центра толерантности с его первых дней после открытия в 2013-м году.

Антон Новодережкин / ТАСС

В 2020-м ее назначили руководить Политехническим музеем — на этом посту она сменила прежнего гендиректора Юлию Шахновскую. При ней, в 2012-м году, уникальное здание музея на Лубянской площади ушло на затяжной ремонт, продолжающийся до сих пор. Проничевой пришлось одновременно курировать ремонт и организовывать работу на временных площадках, а также обеспечивать функционирование филиалов Политехнического музея в Туле и Новгороде.

Искусствовед, автор телеграм-канала «ку-ку (Курьер культуры)» Ксения Коробейникова в разговоре с RTVI, назвала Проничеву «технократом», которая не проявила себя как выдающийся музейщик ни в Еврейском музее, ни в Политехе, который в итоге так и не открылся.

«Проничева — не столько музейщица, сколько чиновница, которая умеет хорошо выполнять и ставить задачи и следить за их соблюдением сроков их выполнения, — рассказала Коробейникова. — Это все может пригодиться на этом посту, но все-таки там надо чувствовать и знать искусство, и выстраивать не только менеджерские, но и креативные концепции — грамотные и просчитанные, но в то же время прорывные».

При этом, полагает искусствовед, нынешнему начальству Минкульта и власти в целом будет удобнее договариваться с Проничевой — как в силу характера и стиля управления, так и в силу, как это ни странно, происхождения. Отец Елены, Владимир Проничев, долго был замдиректора ФСБ и возглавлял Пограничную службу ведомства. Однако однозначно негативных прогнозов Коробейникова не строит.

«Не исключаю того, что у Елены вполне может получиться — на фоне жуткого кадрового голода в среде руководителей творческих институций она вполне может оказаться на своем месте», — резюмирует искусствовед.


* Признан Минюстом РФ иностранным агентом