В российский прокат вышел «Довод» — 11-й фильм Кристофера Нолана. Громкая премьера должна реанимировать мировой кинопрокат после пандемии коронавируса (которая, как известно, все еще продолжается). Редактор рубрики «Такое» Никита Марков посмотрел шпионский триллер и считает, что Нолан продолжает успешно выступать в жанре, который сам и придумал.
Спецагент, имя которого мы так и не узнаем (Джон Дэвид Вашингтон), после неудачной операции по спасению заложников в Киевской опере попадает в «посмертье» — и становится частью другой спецоперации по спасению мира от катастрофы, которая грозит гибелью всему человечеству.
Единственная зацепка Протагониста (так персонаж Вашингтона назван в титрах) — слово «Довод», оно открывает двери к играм со временем, на которых и построен весь новый фильм Нолана. Не вдаваясь в спойлеры, палиндром тут не только слово «довод», но и сам фильм, таймлайн которого Нолан разве что в бараний рог не скручивает.
За 20 лет с момента выхода «Помни» киномир Нолана превратился в отдельный жанр — зрители более-менее понимают, чего ждать от нового фильма британца. Это будет головоломка достаточно сложная, чтобы в ближайшие месяцы ее решение обсуждали приблизительно все, и при этом достаточно простая, чтобы у неподготовленного человека не возникло ощущения, что он сходил, скажем, на фильм Дэвида Линча.
Все это верно и в отношении «Довода». Кажется, Нолан достиг абсолютного просветления в конструировании своих «многоходовочек» и к следующему фильму ему точно нужно будет переизобретать себя.
И да, то, насколько вам понравится «Довод», во многом зависит от того, считаете ли вы допустимым прием, когда режиссер придумывает фишку для фильма, потом вокруг этой фишки выстраивает вселенную картины и только в самом конце придумывает для нее персонажей.
Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана — все они прекрасны, но замени их на других актеров — и фильм от этого ничего не потеряет. И, к слову, вряд ли приобретет. Только у Дебики и Браны есть хоть какая-то предыстория, за которую можно зацепиться.
Их персонажи ценны не сами по себе, а только как винтик, который дальше двигает махину, сконструированную режиссером.
Про махину — это не преувеличение. Набив руку на «Дюнкерке», режиссер, например, посвящает последнюю треть фильма масштабной военной операции по захвату макгаффина.
Талант Нолана, конечно, не только в том, чтобы неочевидные идеи утрамбовать в формат главного фильма лета («Довод» должен был выйти в июне), но и в том, чтоб не дать этому нагромождению научных и псевдонаучных идей рухнуть под собственным весом. В очередной раз режиссер мастерски справляется с обеими задачами.
В беседах о «Доводе» принято говорить, что его необходимо посмотреть минимум три раза, чтобы понять, что вообще происходит. Возможно — если вам принципиально развязать все сюжетные узелки, которые завязал британец. Для всех остальных одного похода в кинотеатр будет вполне достаточно — вы все равно выйдете из зала пошатываясь (в частности, из-за оглушающего саундтрека). И, видимо, именно такого результата и добивался режиссер. Как говорит один из персонажей «Довода»: «Не пытайся понять — почувствуй».
P.S. «Довод», помимо всего прочего, должен был стать фильмом, который покажет, может ли хоть что-то спасти мировой прокат от коронавируса: если люди даже под страхом пандемии пойдут в кинотеатры, значит, жизнь продолжается, а если нет — то у киноиндустрии действительно очень серьезные проблемы. К счастью, похоже, что фильм Нолана все же дарит надежду на лучшее, — в мировом прокате картина уже заработала больше $146 млн, а в российском даже обогнала результат первого уикенда «Дюнкерка» (182 млн рублей против 141 млн рублей).