В конце августа на PlayStation 4, Xbox One и ПК вышла новая игра Control от финской студии Remedy, подарившей нам первые две части Max Payne, Alan Wake и Quantum Break. Сценаристом и креативным директором стал бессменный Сэм Лэйк, который отвечал за все игры компании (и даже стал лицом самого Пейна в первой части). Редактор новостей диджитал-редакции RTVI Егор Тишин в нерабочее время прошел ее и уверен, что это один из главных проектов года.
Внимание: текст содержит спойлеры к некоторым побочным миссиям.
Бывает, что во сне никак не можешь вспомнить, как попал в место действия, но все равно ведешь себя естественно, будто всю жизнь прожил в этом мире. Примерно так же начинается Control — Джесси Фейден попадает в Федеральное бюро контроля (или ФБК для краткости), не зная об этом вымышленном ведомстве практически ничего, кроме того, что однажды эти люди в деловых костюмах забрали ее брата.
Но обо всем по порядку. Сама по себе Control — это шутер от третьего лица с пятью видами оружия, а точнее, с пятью типами трансформации Табельного оружия. Сначала игроку доступен только пистолет, но потом открываются дробовик, пистолет-пулемет, снайперская винтовка и ракетомет. В каждый из них можно вставить до трех модификаторов. Усиления способностей (тоже до трех) доступны и для самой Джесси.
По ходу сюжета героиня овладевает сверхспособностями, умелое комбинирование которых очень поможет в бою. Телекинезом Джесси может бросить во врагов сотни разных объектов, которые заботливо раскидали по уровням разработчики. Если урон слишком большой, она может вырвать куски пола и держать их перед собой как щит. Кроме того, Джесси получит возможность временно обратить врагов на свою сторону и даже левитировать.
Уровня сложности в Control нет, но постепенно появляются новые типы противников, сами они становятся выносливее и наносят больше урона. Ближе к концу игры грамотное использование сверхспособностей Джесси становится необходимым для выживания, просто застрелять противников до смерти уже не получится.
Итак, Джесси находит Старинный дом и проникает в пустое на первый взгляд здание, чтобы найти своего младшего брата Дилана. Внутри она встречает уборщика Ахти, говорящего с финским акцентом, который указывает ей путь. Вскоре героиня попадает в кабинет директора Бюро, где находит главу ведомства мертвым. Она берет пистолет и попадает в астральный план. Там игрока знакомят с основными механиками игры.
Пройдя испытание, Джесси доказывает, что достойна роли нового директора и получает Табельное оружие — предмет силы, который может принимать разные формы. Сотрудники ФБК полагают, что он может быть связан с Мьёлниром, Варунастрой, Экскалибуром и другим легендарным оружием, которое выбирает достойного.
И вот так просто, без стажировок и испытательных сроков, Джесси приходится учиться быть директором ФБК прямо на работе. А работы у нее, как выясняется, по горло.
ФБК захватила неведомая сила, которая вселяется в агентов, измененные предметы и в сам Старинный дом. Джесси прозвала ее Hiss (шипение), что локализаторы перевели как «Иисс». Сама героиня невосприимчива к воздействию этой силы и даже может «изгонять» ее из захваченных точек и объектов, остальным же для защиты нужны специальные устройства.
Если в основе Quantum Break лежала научно-фантастическая история об управлении временем, то теперь Remedy вернулись к своей любимой теме — паранормальным явлениям. И здесь сценарист Сэм Лейк, ответственный за сюжет и весь текст в игре, дал себе волю. Его больше не сдерживал издатель Microsoft, под крылом у которого Remedy разработала и Quantum Break, и Alan Wake. Теперь же за дистрибуцию Control отвечала 505 Games, под брендом которой выходили, например, Don’t Starve, Payday 2, Terraria и Rocket League.
Бюро в игре представляет собой эдакую смесь «Людей в черном», отдела ФБР «Секретные материалы» из одноименного сериала и фонда SCP — литературного проекта о секретном фонде, который собирает паранормальные объекты и монстров. От него у ФБК, в частности, страсть к коллекционированию и сдерживанию таких предметов: холодильник, который убивает, если не ███████████████, гипнотизирующий рентген-лайтбокс и резиновая уточка.
Штаб ФБК организовали в Старинном доме — паранормальном здании на Манхэттене, найти которое могут только те, кто его целенаправленно ищет. Интерьер выдержан в стиле американских административных зданий 1960-х, хотя действие игры происходит в наши дни. Дело в том, что современная техника в здании самоуничтожается, иногда даже раня при этом владельца. Разработчики не пояснили почему.
При этом интерьер в штабе может меняться, как в кошмарах Макса Пейна: например, совершив, по сути, разворот, Джесси может попасть в совершенно другую комнату. Как указали в одном из бесчисленных отчетов ФБК, эти перемены нельзя увидеть. Даже камеры не могут записать момент, когда интерьер меняется: это происходит между кадрами. Жаль, что разработчики используют этот трюк буквально несколько раз за игру.
Все действие Control происходит в Старинном доме, но ощущения однообразных повторяющихся локаций, в отличие от новой Prey, нет. Здесь есть и лаборатория исследования влияния предметов интерьера на удачу, в которой нужно призвать фортуну и выиграть в рулетку, и комната с зеркалом, в мире которого игрока ждет схватка с иссежД (зеркальным злым двойником Джесси), и даже «Зоны соприкосновения» — своеобразные окна в параллельные вселенные. К последним относится и карьер по добыче черного камня, который будет нужен для ███████████████████████.
Отдельного внимания заслуживает мотель «Оушенвью» — своеобразный хаб, связывающий разные места внутри ФБК. Чтобы пройти через него, нужно постичь, как говорят персонажи игры, «логику сновидений» — например, некоторые действия надо совершить несколько раз, даже если кажется, что в первый раз это не дало никакого результата.
В игре довольно много бэктрекинга — когда разработчики вынуждают возвращаться в уже посещенные места. К счастью, в большинстве случаев это относится к побочным миссиям, в сюжетных так делают всего несколько раз.
Кроме того, впервые с Alan Wake к сотрудничеству с Remedy вернулась финская рок-группа Poets of the Fall, которая специально для Control записала два новых трека. Если песню My Dark Disquiet музыканты опубликовали под своим именем, то для Take Control они использовали виртуальную группу Old Gods of Asgard («Старые боги Асгарда»). Последняя фигурировала в Alan Wake и отличается от «поэтов» более жестким, хэви-метальным звучанием.
Если описать Control несколькими словами, то выйдет что-то вроде «ярко, красиво, стильно, непонятно». Первые несколько часов игры происходящее не будет иметь смысла, но потом все начнет складываться воедино, особенно если читать многочисленные документы (в которых часто встречаются закрашенные слова, как обычно делают с секретной информацией) и слушать записи. Это и есть пресловутая «логика сновидений»: в реальном мире она кажется бессмыслицей, но во снах кажется, что только так и должно быть.
Control — однозначно один из главных проектов года в индустрии. Да, впереди (и совсем скоро) Gears 5, The Outer Worlds, Death Stranding и DOOM: Eternal, но я уверен, что детище Remedy завоюет свою награду и место в сердцах фанатов. Во всяком случае, другого нового триллера, который до конца не раскрывает карт и держит в напряжении, я не знаю.