10 сентября 1993 года Fox показал первую серию «Секретных материалов». До 2002 года показали девять сезонов, а с 2016 по 2018 годы — еще два. Сериал был успешным в США и России, стал частью поп-культуры. По случаю 26-летия со дня выхода «Секретных материалов» сотрудники диджитал-редакции RTVI решили коротко рассказать о любимых эпизодах. (По случайному совпадению, все мы выбрали серии «Монстров недели», которые не связаны с мифологией сериала).
Егор Тишин — «Ева» (1 сезон, 11 серия)
Для меня самой запоминающейся серией была «Ева» из первого сезона. Именно из нее мой еще неокрепший, но уже пытливый мозг узнал о значении слова «евгеника». А еще, в отличие от многих других серий, наполненных городскими легендами и похожими на фэнтезийные событиями, завязка этого эпизода пугающе реалистичная.
Скалли и Малдер расследуют два загадочных убийства, совершенных в одно и то же время на разных побережьях США: одно недалеко от Нью-Йорка, второе — в Калифорнии. Убийства объединяет еще и тот факт, что из обеих жертв выкачали почти всю кровь.
Сначала агенты опросили дочь первого погибшего — Тину. Ее показания указывали на инопланетян, что подтвердило версию столь уверенного в их существовании Малдера. Но уже на втором месте преступления агенты нашли Синди, которая как две капли воды похожа на Тину.
По ходу сюжета выясняется, что обе девочки были, что называется, из пробирки. Также Скалли и Малдер узнают о том, что семьи, в которых жили Сидни и Тина, были на приеме у одного и того же специалиста по искусственному оплодотворению. Позже ее уволили за генетические эксперименты.
Расследование приводит агентов к секретному правительственному «Личфилдскому проекту» времен Холодной войны. В небольшом городке американские власти пытались вывести суперсолдат, а все дети, которые появились на свет благодаря эксперименту, получили имена «Адам» для мальчиков и «Ева» для девочек.
Не по себе от этой серии становится в первую очередь из-за атмосферы и холодной расчетливости девочек, которые готовы совершить убийство, а потом изображать удивление и страх. В итоге, у авторов получилось создать пугающую атмосферу даже без классических «пугалок» — вызывающих отвращение сцен или безумца с топором.
***
Лида Власкина — «И пала тьма» (1 сезон, 20 серия)
Мне было года четыре, может быть, пять, когда я впервые посмотрела «Секретные материалы». Я всегда смотрела его с папой, и он говорил мне, когда нужно закрыть глаза. Мне очень нравилась Скалли, такая деловая, в костюме. Малдер тоже был милым, но влюбляться в персонажа мне было еще рано.
Я помню день, точнее ночь, когда посмотрела свою самую страшную серию. Я проснулась, чтобы попить, и, проходя мимо гостиной, увидела, что папа смотрит «Секретные материалы» без меня. Я попросила остаться, но папа сказал, что серия страшная, и вообще уже поздно. Я тогда подумала, что папа просто не хочет со мной сидеть, обиделась и ушла, оставив дверь приоткрытой. Честно говоря, лучше бы я этого не делала.
Этот эпизод был про насекомых, которые убивают в темноте. (Страшно ли мне стало, когда я поняла, что стою в темном коридоре? До смерти!) Я помню мужчину, который сидел в машине, ожидая помощи, и светил куда-то в лес фарами, лишь бы не оставаться в темноте. У него не было бензина, чтобы уехать, и он просто сидел с включенным светом. Но эти мухи оказались хитрее и забрались к нему через вентиляцию. А когда помощь подоспела, его труп был весь покорежен и как будто высушен. В общем, сил моих больше не было терпеть это, и я начала орать. Орать так, что проснулись все, кроме того парня в машине. Серию эту я, кстати, до сих пор не досмотрела. Даже сейчас, готовясь к заданию редакции, досмотрела ровно до того страшного момента. Насекомые? Нет, спасибо.
***
Анна Акопян — «Последний отдых Клайда Бракмана» (3 сезон, 4 серия)
Показ сериала в России пришелся на мое детство, а так как его показывали довольно поздно, то в сюжет я особо не вникала. Знала только, что он про сверхъестественные явления, и саундтрек у него довольно жуткий. «Секретные материалы» с первой серии я начала смотреть уже лет в 20 — и то он служил скорее белым шумом. Все серии, которые считаются страшными, мне сейчас кажутся предсказуемыми.
Серия «Последний отдых Клайда Бракмана» мне запомнилась как раз потому, что это не «ужастик» в классическом понимании. Скалли и Малдер расследуют очередные загадочные убийства. На этот раз в городе убивают прорицателей, гадалок и других «магов». Случайным помощником агентов становится пожилой продавец страховок Бракман (Питер Бойл), который нашел тело одной из убитых, когда выносил мусор.
Выясняется, что Бракман тоже ясновидящий, его дар — видеть, как человек умрет (в том числе, как он сам). Он помогает агентам найти маньяка, а вскоре «видит», что тот хочет убить и его. Скалли и Малдер решают поместить Бракмана под охрану, и во время «дежурств» Скалли с ним сближается. Она хочет узнать, как умрет она, но ответа не получает. Зато именно Скалли оказывается рядом с Бракманом, когда он умрет (как он и предсказывал).
В общем-то, эта серия скорее о судьбе и одиночестве человека, чем о маньяках и их мотивах. Наверное, именно поэтому она запомнилась мне.
***
Никита Марков — «Как призраки похитили Рождество» (6 сезон, 6 серия)
Меня всеобщая любовь к «Секретным материалам» коснулась, надо думать, несколько иначе, чем большинства фанатов.
Я смотрел от силы три-четыре серии сериала, зато прочитал десятка два книг по «Материалам», которые в конце 90-х – начале 2000-х выпускало одно до сих пор существующее российское издательство.
Fun fact: в какой-то момент книги для перевода, видимо, закончились, а спрос оставался высокий, и тогда ушлое издательство наняло безымянных российских авторов, которые выдавали свои фанфики за оригинальные рассказы про Малдера и Скалли.
В общем, из тех трех-четырех серий сериала, которые я все-таки посмотрел, запомнилась мне, почему-то, именно эта — так называемый stand alone эпизод, никак не связанный с общим сюжетом сериала.
В рождественскую ночь Малдер и Скалли приезжают в заброшенный дом, где когда-то совершили самоубийство двое влюбленных, и теперь, как уверяет Малдер, их призраки бродят по дому. Естественно, Скалли ему не верит и, естественно, зря.
Серия начинается как эпизод «Скуби-Ду», затем превращается в сеанс психоанализа для двух героев, потом становится вариацией на тему «Рождественской песни» Диккенса, а затем — «Ромео и Джульетты» Шекспира (этот момент проговаривается практически в лоб, и догадайтесь, кто Ромео, а кто Джульетта).
Пересмотрев эпизод спустя 20 лет, я точно могу сказать, почему он мне запомнился. Потому что он — крутой. Пересмотрю его еще раз, ближе к Новому году.