Блок Ангелы Меркель и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) подготовили проект договора о правительственной коалиции. RTVI рассказывает, как партии распределили министерские портфели и почему соглашение оказалось очень выгодным для СДПГ.
Германия, похоже, избежала перевыборов. Финальный раунд консультаций между блоком ХДС/ХСС и СДПГ продолжался почти сутки.
Чтобы соглашение стало возможным, главе германского правительства Ангеле Меркель пришлось пойти на серьезные уступки. Но на пути из этого кризиса есть еще один барьер: за коалиционный договор (фактически — стратегию Германии на ближайшие годы) должны проголосовать члены СДПГ.
От мнения обычных членов партии, которых, кстати, привлекают к такому важному решению впервые, теперь зависит будущее страны. В отличие от своего руководства, рядовые социал-демократы крайне скептически относятся к очередному союзу с Меркель. Но в верхах СДПГ все равно рассчитывают на успех. «Что касается голосования рядовых членов партии: я рассчитываю, мы убедим их в том, что в итоге мы добились очень хорошего коалиционного договора» — заявил лидер партии Мартин Шульц.
К слову, Шульц, который еще недавно заверял, что ни при каком раскладе ни он, ни его партия не будут сидеть в правительстве с ХДС/ХСС, теперь вдруг становится подчиненным Меркель: в новом правительстве он должен будет возглавить Министерство иностранных дел. По словам члена СДПГ, который присутствовал на последней встрече лидеров социал-демократов, Шульц собирается оставить пост главы партии.
Результаты голосования в СДПГ по коалиционному договору обнародуют 4 марта. И Шульц неслучайно делает акцент на содержании договора, где уже по заголовку ясны приоритеты вероятного будущего правительства. Это «прорыв в реформе Евросоюза», «новая динамика для Германии» и «большая сплоченность для страны». Все более радикальным настроениям в немецком обществе и застою в общественно-политической жизни страны четвертое правительство Меркель собирается противопоставить огромные вложения в социальную сферу, образование, поддержку семей и стариков. «Мы должны модернизировать нашу инфраструктуру и справиться с вызовами цифровой экономики. Нам нужно будет быстрее проводить изменения, с большей динамикой во многих областях», — сказала Ангела Меркель.
По сообщениям немецких СМИ, многими министерскими портфелями ХДС пришлось пожертвовать, только чтобы довести эти переговоры до конца и обеспечить еще три с половиной года для Меркель. Так, нынешний глава Баварии Хорст Зеехофер, в прошлом едва не рассорившийся с Берлином в вопросе приема беженцев, станет министром внутренних дел. Это означает, что он будет отвечать в том числе за миграционную политику. Бургомистр Гамбурга, социал-демократ Олаф Шольц будет министром финансов, а заодно и вице-канцлером. В целом социал-демократы получили шесть довольно важных министерств, включая Министерство юстиции, Министерство труда, Министерство семьи и, конечно, Министерство иностранных дел под руководством Шульца.
Немецкий бизнес в лице, например, экономического совета при правящем ХДС называет результаты переговоров ничтожными для самой партии. Торстен Фаас, профессор политологии, прокомментировал коалиционные переговоры так: «Для христианских демократов самым главным было сохранить кресло канцлера для Ангелы Меркель. А в остальном — и на предварительных консультациях, и на конкретных коалиционных переговорах требований со стороны ХДС/ХСС было немного. Так стоит ли удивляться тому, что вам столь малого удалось добиться, если вы изначально так мало требовали?»
Прежний глава немецкого МИДа Зигмар Габриэль, тоже социал-демократ, в противовес Меркель был не раз замечен в попытках сгладить отношения с Москвой. Его критиковали за предложение поэтапной отмены санкций и за несогласованную встречу с Владимиром Путиным. Для Шульца, бывшего главы Европарламента и единомышленника Эмманюэля Макрона, главным очевидно станет будущее Евросоюза с большими финансовыми вливаниями Германии в европейский котел. Кремль остается на периферии, а иллюзий о России Шульц, встречавшийся прежде в Страсбурге с Михаилом Ходорковским и Жанной Немцовой, не строит. В коалиционном договоре указывается лишь о дежурной готовности снять санкции против Москвы при условии выполнения ею Минских договоренностей. То есть сохраняется статус-кво и более чем прохладные отношения.
Исследования социологов говорят не в пользу коалиции Меркель. Настолько, что если бы выборы были сейчас, то даже вместе двум крупнейшим партиям, блоку ХДС/ХСС и СДПГ, не удалось бы набрать необходимых для формирования правительства 50%. Для традиционных немецких партий это исторический антирекорд. Зато рейтинг ультраправой «Альтернативы для Германии» на фоне новостей о еще почти четырех годах коалиционного правительства составляет уже 15%.
Константин Гольденцвайг — RTVI, Берлин
Полный выпуск можно посмотреть здесь
Ссылки по теме:
Блок Меркель и социал-демократы согласовали договор о коалиции — RTVI, 07.02.2018