Отношения между США и Китаем продолжают усложняться. 7 октября Белый дом анонсировал новые правила экспортного контроля, нацеленные на предотвращение утечки американских технологий в сфере полупроводников в Китай. Это, по мнению экспертов в Центре стратегических и международных исследований (CSIS), означает начало новой эпохи в борьбе США и Китая за мировое могущество в сфере технологий. Жесткие меры Вашингтона, в свою очередь, заставили Пекин переосмыслить свою политику в этой высокотехнологичной сфере.

Введенные 7 октября экспортные ограничения на поставку в Китай продуктов полупроводниковой промышленности усложнят политику КНР по строительству собственных производственных мощностей, но одновременно приведут к попыткам Пекина вбить клин между США и их союзниками в сфере научно-технологического развития, считает директор Центра искусственного интеллекта CSIS Грегори Аллен.

7 октября 2022 года Министерство торговли запретило американским компаниям и гражданам продавать в Китай полупроводники, созданные с использованием американских технологий, без специальной экспортной лицензии.

Американские власти также объявили о планах внести 30 компаний КНР в список так называемых непроверенных импортеров американской продукции. Попадание в черный список означает запрет на приобретение американских полупроводников и оборудования для производства микросхем без специального разрешения.

При этом, отмечает Грегори Аллен, борьба США с Китаем за первенство в полупроводниках — это не самоцель, а средство достижения более глобальной задачи. Без первенства в производстве микросхем невозможно лидерство в сфере искусственного интеллекта, чего почти достиг Китай. Искусственный интеллект рассматривается как отрасль, лидерство в которой определит, какая из держав будет диктовать условия научно-технического и экономического уклада в ближайшие несколько десятков лет.

Перспектива утери такого первенства в США воспринимается очень остро. «Высокопоставленные руководители Китая, включая самого [председателя КНР] Си [Цзиньпина], считают, что лидерство в области ИИ является основой будущей военной, экономической и геополитической мощи», — пишет Аллен.

Ng Han Guan / AP

В ответ на новые американские ограничения китайское правительство планировало ввести дополнительные субсидии своей полупроводниковой промышленности в размере более триллиона юаней ($143 млн), но позже это решение было пересмотрено и отменено. По мнению Грегори Аллена, это не означает мягкость китайских контрмер, так как на самом деле Китай разрабатывает политику по развитию отрасли в условиях американских ограничений еще с 2018 года. Тогда нападкам со стороны США подверглась китайская компания ZTE — после этого Пекин понял, что Вашингтон настроен на продолжение борьбы с Китаем и ни при каких условиях не пойдет на уступки. Поэтому Китаю остается рассчитывать на свои силы, убежден эксперт.

ZTE — крупнейший китайский производитель телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов. Как утверждают власти США, с 2010 по 2016 год ZTE продавала в Иран и КНДР устройства, изготовленные с применением деталей из Соединённых Штатов. В феврале 2018 года руководители американских спецслужб АНБ, ФБР и ЦРУ рекомендовали американским гражданам отказаться от использования смартфонов Huawei и ZTE, мотивируя это тем, что устройства могут использоваться китайскими властями для скрытого шпионажа.

Китайской компании удалось уладить разногласия с американскими властями из-за продажи продукции в Иран, и фирма получила испытательный срок до конца 2020 года. Позже ZTE нарушила условия соглашения об урегулировании, так как не уволила сотрудников, причастных к незаконным поставкам американской техники в Иран. В мае 2018 года компания приостановила основную операционную деятельность из-за санкций США. В сентябре 2020 года Министерство юстиции США возбудило уголовное дело против ZTE, обвинив ее в использовании двух подставных компаний для продажи товаров в КНДР. В ноябре 2022 года Федеральная комиссия по связи США запретила ввоз и продажу в стране телекоммуникационного оборудования, произведенного Huawei, ZTE, Hytera и рядом других компаний из КНР.

После инцидента с ZTE Китай начал накапливать собственные запасы чипов и необходимого оборудования, покупая в разы больше спроса, отмечается в докладе CSIS. В государственном секторе китайское правительство продолжило прежние усилия по массовому субсидированию роста китайского полупроводникового сектора. Национальный фонд промышленности интегральных схем на сумму $21 млрд, созданный Госсоветом КНР в 2014 году, был в 2019 году пополнен на сумму объемом в $35 млрд. В дополнение к этому свои собственные фонды создали китайские провинции — всего 15 фондов — еще на сумму в $25 млрд.

Почему Китай не сможет развивать полупроводники своими силами

По мнению Грегори Аллена, Китай не сможет производить полупроводники без взаимодействия с международным сообществом. Это вызвано сложностью цепочки производства и сбыта такой продукции.

Во-первых, американские экспортные ограничения коснулись не только экспорта готовых микросхем, но и нужного для их производства оборудования и химикатов. Таким образом, даже в случае появления в Китае собственных передовых разработок в сфере микросхем страна столкнется с проблемой их массового производства. Вместо этого КНР может предложить производить собственные разработки иностранным компаниям и извлекать прибыль с лицензирования, но такие операции также подпадают под американские ограничения.

Вторая причина — это жесткая конкуренция на рынке высоких технологий. Изобретение высококачественного чипа не означает победу в отрасли, так как самое сложное — это выстроить систему производства и сбыта новой технологии в большом масштабе при сохранении качества и конкурентной цены. Такую систему невозможно построить без рекомендаций со стороны лидеров рынка — американских, японских и нидерландских фирм, отметил эксперт. Если ранее Китай имел доступ к такой помощи, то новые американские ограничения лишают Пекин возможности учиться на чужом опыте — иностранные компании, предоставляющие Китаю консультационные и научные услуги, будут подпадать под действие санкций Вашингтона.

Ng Han Guan / AP

Китай обладает значимым преимуществом в виде крупного внутреннего рынка, но и он не гарантирует успех, убежден эксперт. Китайское оборудование может быть конкурентоспособным по цене, даже если оно не конкурентоспособно по производительности и надежности. Но самый большой недостаток китайских фирм заключается в том, что оборудование их зарубежных конкурентов уже работает и имеет потрясающую производительность, из-за чего даже китайские производители колеблются при выборе китайских поставщиков оборудования, считает Аллен.

Кроме того, внутренний спрос на полупроводники в Китае обладает «международным характером» — полупроводники выступают промежуточным товаром для производства готовой продукции: телефонов, автомобилей и так далее. Из-за введенных США ограничений объем продаж китайских фирм зарубежным игрокам на китайском внутреннем рынке снизится.

Снижение объема продаж и отсутствие заинтересованности китайских компаний-производителей готовой продукции в использовании китайских микросхем скажется на возможностях производителей полупроводников из КНР качественно развиваться. Чем меньше продажи компаний, тем меньше опыта и понимания рынка и сравнительных преимуществ конкурентов.

«Китайские поставщики оборудования не могут научиться производить хорошие продукты, пока у них не будет большого опыта работы на рынке, и они не могут получить значительный опыт работы, потому что мало кто заинтересован в покупке их непривлекательных продуктов», — констатировал Аллен.

Как Китай будет адаптироваться в условиях американских ограничений

Грегори Аллен выделил направления ответных действий Китая, которые могут помочь Пекину достичь технологического первенства. Главное решение — не идти на компромисс с Вашингтоном и наносить урон по возможностям США, даже если это отрицательно скажется на положении самого Пекина.

  • Доминирование в узких отраслях

Первой способ — это достижение доминирующего положения в узких, но критических сегментах рынка, что позволит диктовать свои условия другим игрокам. В качестве таких «окон возможностей» Грегори Аллен упоминает производство устаревших чипов (28-нанометровые и более крупные), которые остаются жизненно важными для многих отраслей промышленности.

«Если Китаю удастся занять доминирующее положение в производстве устаревших чипов, это может дать ему реальную силу принуждения в ключевых сегментах рынка, таких как автомобильные чипы», — отметил эксперт.

В краткосрочной перспективе Пекин может принуждать рынок за счет господства в добыче и переработке редкоземельных металлов, считает Аллен. На китайскую долю в добыче и переработке редкоземельных металлов приходится соответственно 60% и 80% мировых мощностей. «Китай уязвим в полупроводниковой отрасли, потому что ему не хватает технологий и надежного пути для их приобретения. Соединенные Штаты и их союзники уязвимы в отношении редкоземельных металлов», — подметил эксперт.

  • Обход ограничений

Другой путь достижения полупроводникового превосходства — контрабанда и подставные компании. Сделки по закупке могут проводиться через третьи небольшие компании-однодневки, но это «медленный и трудоемкий процесс», считает Аллен.

Фиксировать такие компании позволяет активность американского разведывательного сообщества как в США, так и в самом Китае. В ответ Пекин старается усложнять работу американской разведки — с этой целью, говорится в докладе, Китай усилил слежку за работающими на территории КНР иностранными консалтинговыми фирмами, которые в том числе занимаются выявлением подставных компаний.

Американские ограничения носят географический характер и распространяются только на территорию КНР. Это позволяет китайским компаниям обходить санкции путем импорта своих чипов в дочерние компании, зарегистрированные в третьих странах. В таких государствах могут создаваться серверные базы с вычислительными мощностями в облаке, доступ к которым будет предоставляться для работы китайской ИИ-сферы.

  • Ставка на другие развитые страны

Помимо США в мире остаются и другие источники высоких технологий, которые могут сотрудничать с Китаем. Это Япония, Южная Корея и Нидерланды. После введения новых ограничений китайское правительство начало «оказывать давление на другие страны, чтобы они не соглашались с контролем США». «В случае с Нидерландами и Японией это давление продолжается и сейчас», — считает Галлен.

  • Промышленный шпионаж и вербовка талантов

В качестве примера промышленного шпионажа эксперт указывает «тысячи инцидентов» в сфере угроз безопасности нидерландской компании ASML. Из-за этого компании приходится увеличивать свои расходы на кибербезопасность, чтобы защититься от утечек.

Еще один случай — передача знаний американского производителя Micron в пользу китайского Fujian Jinhua. «Вопреки тем, кто утверждает, что шпионаж не является эффективным инструментом в полупроводниковой промышленности, Fujian Jinhua смогла быстро представить линейку продуктов DRAM, в которых использовалась технология Micron «1x-nm»», — размышляет эксперт.

Китай также ведет активную работу по хэдхантингу опытных инженеров. Официальные лица Тайваня сообщили CSIS, что китайские проектные фирмы часто готовы платить тайваньским инженерам на 500% больше, чем они могут получить на Тайване. Однако один чиновник предупредил, что «это работа не на всю жизнь». Китай «высосет знания из вашего мозга, а затем уволит вас, и ни одна тайваньская фирма не наймет вас обратно после работы на Китай», пишет CSIS. В ответ китайские фирмы начали создавать подставные компании на Тайване и нанимать работников для передачи знаний в Китай, даже не требуя от местных специалистов покидать остров, пишет эксперт.