Число абортов в России c 2018 по 2022 годы* сократилось на 20%. Несмотря на это все чаще звучат инициативы о том, как побудить россиянок больше рожать. По мнению Минздрава, в этом помогут ограничения на продажу препаратов для медикаментозного прерывания беременности и запрет на аборты в частных клиниках. К чему может привести ужесточение законов, в материале RTVI.
Общее число абортов в России, по данным Росстата, снижается. Больницы (как частные, так и государственные) в 2018 году провели 661 000 прерываний беременности, в 2019 году — 622 000, в 2020 году — 553 500, в 2021 году — 518 000 (из них 49 000 у женщин, беременных впервые).
Таким образом с 2018 года** число абортов в России сократилось более чем на 20%. При этом большая часть абортов пришлась на государственные учреждения, свидетельствуют данные Росстата. Если говорить о конкретных цифрах, то в 2021 году 417 000 абортов пришлось на госклиники, а остальные — на частников.
Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве, говорится в законе об основах охраны здоровья граждан России. В том числе при желании женщина может сделать аборт — искусственно прервать беременность в первые 12 недель, подписав информированное добровольное согласие.
На раннем сроке беременность можно прервать медикаментозно — просто принять таблетку, не посещая больницу. Позже — хирургическим путем. При этом после 12-й недели беременность разрешено прерывать только при наличии социальных или медицинских показаний.
Социальные показания включают в себя случаи, когда женщина забеременела после изнасилования, попала в тюрьму (сама или ее муж), осталась без работы и средств для существования и другое. Медицинские — если состояние здоровья не позволяет женщине безопасно родить ребенка.
Исследование экспертов НИУ ВШЭ показало, что женщины с высшим образованием прерывают беременность реже остальных на 10%. Высокий уровень образования позволяет больше зарабатывать, а значит женщина может нанять няню, накопить деньги и получить большую поддержку при уходе в декретный отпуск.
Впрочем, власти этой статистике не верят и обвиняют частные клиники в том, что они скрывают от государства реальное положение дел. А еще не соблюдают установленное законом правило — от 48 часов до семи дней тишины перед процедурой. По задумке властей, за это время женщина должна хорошо обдумать свое решение.
Из-за этих нарушений в Минздраве обещали подумать над запретом делать аборты в частных клиниках. Врачебное сообщество с сомнением встретило эту инициативу.
Мнение практикующего гинеколога
В беседе с RTVI гинеколог Ольга Есипова рассказала, что в таком запрете нет особого смысла, поскольку теневые аборты проводят как в частных, так и в государственных клиниках.
«Я работала и в госструктуре, и в частной. Нет разницы, куда придет пациент: подпольно делают аборты и в частной структуре, и в государственной структуре. Здесь речь идет об ответственности, которую берет на себя врач. Руководство может вообще ничего не знать», — сказала она.
Что касается претензий, которые предъявляют к статистике, Есипова рассказала, что частные структуры не отправляют эти данные, так как не подключены к ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения). В то время как учреждения, работающие по ОМС (в системе обязательного медицинского страхования), подключены к единому порталу, куда моментально отправляются данные по пациентам.
«Мы не подключены к ЕГИСЗ. Но к нам может Росздрав или любая другая проверка прийти и потребовать карты. Мы их предоставляем. Они у нас в электронном виде и в напечатанном виде», — пояснила Есипова.
А вот статистика по лекарствам (их используют для медикаментозных абортов) общая — их в обязательном порядке списывают через систему «Честного знака», добавила Есипова. По данным Минздрава, на медикаментозные аборты в 2018 году (более актуальных данных нет в открытом доступе) приходилось 34% от общего числа абортов.
О сером импорте лекарств
Если власти примут инициативу с запретом абортов в частных клиниках и решат ограничить продажу препаратов для прерывания беременности, объем рынка этих лекарств упадет минимум в два раза, прогнозирует гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
«Количество этих аптек будет ограничено, нужно будет на специальном бланке выписывать эти препараты и, соответственно, их получать, что приведет к снижению спроса на них. И действительно, объем может упасть в два раза минимум», — сказал Шуляк.
Аналитики DSM Group поделились с RTVI цифрами о состоянии рынка препаратов для экстренной контрацепции и прерывания беременности. Так, его объем по состоянию на первые пять месяцев 2023 года составил 721,7 млн рублей (или чуть более миллиона упаковок). Прирост по сравнению с тем же периодом 2022 года в цене составил 14%, в то же время количество проданных упаковок уменьшилось на 2%.
Наибольшую долю рынка занимают следующие препараты:
-
«Эскапел» — 33.3%;
-
«Постинор» — 29.6%;
-
«Женале» — 25.4%;
-
«Миропристон» — 7.3%;
-
«Внеплания» — 1.5%.
Если говорить про развитие теневого рынка, скорее всего, эти препараты, будут поставлять из других стран, спрогнозировал Шуляк. Но теневой рынок, по его словам, очень небольшой.
«Любой запрет приводит к тому, что люди ищут любые лазейки, где купить [недоступные препараты]. Понятно, что такие препараты, завезенные серым импортом из других стран, будут появляться и в интернете, и в разных объявлениях», — сказал он.
Что касается цен, то здесь сложно прогнозировать, как поведут себя производители, поскольку повышение цен им невыгодно при и так узком сегменте.
* Демографы рекомендуют изучать данные о прерывании беременности начиная с 2018 года. Ранее применялась другая методология, поэтому сравнение с периодом до 2017 года не дает значимых результатов.
** Данные о прерывании беременности публикуют раз в два года, последние доступные — от 2021 года.