Глобальные изменения, которые вызвал коронавирус, коснулись не только экономической и социальной жизни людей, но и состояния окружающей среды. Вредных выбросов в атмосферу точно стало меньше, а количество бытовых отходов, видимо, увеличилось. О том, как инфекция уже повлияла на экологию, чего можно ожидать в долгосрочной перспективе, какую опасность последствия пандемии представляют для окружающей среды и почему говорить об «исцелении» природы все же преждевременно, — в материале RTVI.
В конце марта Италия была очагом распространения коронавируса в Европе, а власти уже ввели карантин. Тогда же в соцсетях появились сообщения о дельфинах и лебедях, которые якобы вернулись в каналы Венеции. Еще в городе Нара в Японии заметили пятнистого оленя в метро, а дикие кабаны пришли на улицы Барселоны. Новости активно растиражировали в СМИ, связывая нетипичное поведение животных с улучшением экологической ситуации из-за уменьшения антропогенного влияния на природу.
Журнал National Geographic, впрочем, назвал истории фейковыми. Выяснилось, что лебеди постоянно появляются в каналах в окрестностях острова Бурано недалеко от Венеции. «Венецианских» дельфинов и вовсе сфотографировали в порту Сардинии. Японский пятнистый олень искал в городе еду, поскольку туристы перестали кормить животных в национальном парке, а дикие кабаны с той же целью постоянно приходят в окрестности Барселоны.
Фейк о дельфинах в Венеции породил мемы. Люди выкладывали фотографии, например, как в Португалию «вернулись» динозавры, в Японию — Годзилла, а на реке Неве заметили Петра I. Обычно забавные картинки сопровождала надпись: «Природа исцеляется. Вирус — это мы».
Шутки шутками, но карантинные меры действительно сказываются на состоянии окружающей среды. В Китае, который первым столкнулся с эпидемией, эксперты финского Центра исследований энергии и чистого воздуха (CREA) в начале марта зафиксировали снижение выбросов парниковых газов в атмосферу. В некоторых китайских мегаполисах исчез смог.
По мере распространения инфекции и введения ограничений выбросы углекислого (СО2) и угарного газов (СО), а также двуокиси азота (NO2) снизились во всем мире. Проще говоря, воздух стал чище, поскольку самолеты почти не летают, многие фабрики и заводы не работают, гораздо меньше людей, особенно в мегаполисах, пользуются своими машинами.
«Видимые позитивные последствия носят лишь временный характер, поскольку они появились на фоне трагического спада в экономики и страданий всего человечества», — считает глава Программы ООН по окружающей среде Ингер Андерсен.
Эксперты организации Human Rights Watch (HRW) опасаются, что после пандемии экономика перейдет к восстановлению с удвоенной силой и количество вредных выбросов превысит те показатели, которых удалось достичь до почти повсеместного локдауна. Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов привел к сокращению выбросов углекислого газа на 1,4%. Уже в 2010 году вместе с восстановлением экономической активности количество выбросов вредных веществ увеличилось почти на 6%.
В Международном энергетическом агентстве отметили, что из-за экономического кризиса компании сократят финансирование проектов по переходу на альтернативные источники энергии. Бизнес будет нацелен на быстрое восстановление, а не на долгосрочные инвестиции, например, в развитие солнечной энергии. По мнению профессора Стэнфордского университета Роба Джексона, представители пострадавших от локдауна отраслей пересмотрят или перенесут сроки реализации программ по сокращению вредных выбросов, поскольку на это нужны деньги.
По мнению экспертов HRW, не только компаниям, но и властям разных стран после пандемии будет не до экологических проблем. Например, в Китае уже объявили, что пока не будут ужесточать экологические стандарты и политику в отношении вредных выбросов.
Но парниковые газы и их уровень в атмосфере далеко не единственная проблема экологии. Пандемия привела к тому, что люди стали выбрасывать больше мусора. Прежде всего речь идет о медицинских отходах: одноразовых масках и перчатках. В середине марта газета South China Morning Post написала, что в Ухане в разгар эпидемии только больницы ежедневно выбрасывали 240 тонн медицинских отходов. Властям пришлось построить дополнительный мусороперерабатывающие завод и развернуть мобильные пункты сбора.
Очевидно, что с распространением эпидемии аналогичная проблема возникла и в других странах. Как сообщило агентство Bloomberg, в США специальные центры по переработке медицинских отходов работают безопасно и эффективно, но попадает в них только мусор из больниц. Обязательное же ношение масок привело к тому, что они стали частью повседневной жизни. Зачастую люди просто выбрасывают их в мусорное ведро.
Российское отделение Greenpeace напомнило, что одноразовые медицинские маски делают из пластика. Как медицинские товары они попадают в категорию отходов повышенной опасности, поэтому их нельзя переработать. «Если маска попадет в окружающую среду, то разлагаться будет долго, а если она заражена вирусом — то станет еще опаснее» — уточнили в организации.
Эксперты советуют выбрасывать маски в мусорное ведро в плотно завязанном пакете. При этом в уличные контейнеры их лучше относить не сразу, а после трехдневного «карантина», за время которого вирус, если он есть на маске, погибнет. Еще использованные средства защиты можно отнести в медицинское учреждение, где их централизованно собирают. Как отмечают в Greenpeace, оба способа утилизации едва ли можно считать экологичными.
В Гонконге, например, использованные маски, которые не утилизировали должным образом, вместе с другим морским мусором выбрасывало на пляжи. В США же активисты запустили #TheGloveChallenge. Люди выкладывают в интернет фотографии одноразовых перчаток, которые люди выбрасывают на улицах. Основательница некоммерческой организации Beyond Plastics и эко-активистка Джудит Энк уверена, что большая часть такого мусора попадет сначала в канализацию, а оттуда — в воду и загрязнит мировой океан. Кроме того, со временем отходы покроются слоем бактерий и водорослей, поэтому черепахи, морские млекопитающие и птицы начнут ими питаться и умирать из-за проблем с пищеварением.
Впрочем, вынужденная изоляция приводит к тому, что увеличивается количество и другого мусора, который выбрасывают люди. В Европе особой популярностью стала пользоваться целлофановая упаковка, которая, по мнению некоторых, защищает продукты от вируса. Спрос на одноразовые стаканчики, соломинки и палочки-мешалки тоже вырос. По мнению представителя британской федерации пластмассы Барри Тернера, пользоваться ими с точки зрения гигиены сейчас лучше всего.
Еще из-за коронавируса бум переживает онлайн-торговля. При этом интернет-магазины и сервисы по доставке еды упаковывают товары в картонные коробки или пластиковую тару. Зависимость прямая: чем больше заказов, тем больше отходов. Стоит отметить, что европейские страны на фоне пандемии почти полностью отказались от раздельного сбора и переработки мусора. Риск слишком велик. По оценке профессора вирусологии Александра Чепурнова, коронавирус может до семи дней оставаться в отходах и на поверхностях, которых касался зараженный человек.