2020 год в Украине можно смело назвать годом Владимира Зеленского. В прессе о нем писали даже больше, чем о пандемии коронавируса. В последние месяцы Зеленский начал стремительно терять рейтинг: из любимца публики он превратился в «разочарование» года, но при этом сумел остаться самым популярным политиком. О феномене украинского президента — в материале корреспондента RTVI в Киеве Антона Полищука.
На площади у офиса президента рождественская ярмарка, карусель и каток. Новый 2021 год украинцы встречают в условиях коронавирусных ограничений. Администрации украинского главы государства стук коньков и праздничные мелодии нравятся больше, чем протестные акции. Вместо революционных палаток — домики с угощениями. Места для майдана на улице Банковой во всех смыслах нет.
Последние месяцы в Киеве протестуют медики, шахтеры и предприниматели. Недовольство всех этих людей направлено главным образом на президента. Согласно последним данным, уже 65% граждан не доверяют Владимиру Зеленскому.
Алексей Гарань, профессор политологии: «По нашим опросам, президент Зеленский — это самое большое разочарование года».
Медики и шахтеры возмущены зарплатами, предприниматели — налоговым законодательством. А вот остальная часть общества не заметила объявленных реформ, но прочувствовала всю тягость карантина и ограничений.
Алексей Гарань, профессор политологии: «Президент Зеленский пришел к власти на заоблачном популизме. Он наобещал все, что можно. Очевидно, он это все не может выполнить».
Игорь Колиушко, председатель Центра политико-правовых реформ: «Я не вижу, чем можно особо похвалиться в тех сферах, где есть конституционные полномочия президента, — это внешняя политика, оборона и безопасность. На сегодня нет провалов, которыми нас пугали. Тем не менее каких-то успехов тоже не видно».
За последние две недели Зеленский потерял 8% рейтинга — это колоссальное падение. Свои настроения граждане объясняют тем, что с каждым днем все больше видна некомпетентность команды власти.
Владимир Зеленский стал не только рекордсменом по падению рейтинга. По сравнению с другими политиками президент дал больше всего обещаний за полтора года правления. Согласно данным портала «Слово и дело», их 405, а выполнено лишь каждое пятое. Зеленский не провел обещанный аудит страны, не решил конфликт в Донбассе и, наконец, близкое каждой украинской семье — уровень минимальной зарплаты не меняется, а проект закона об ипотеке под 10% годовых отложен в долгий ящик.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований: «За последние полтора года господин Зеленский сделал все от него зависящее и все возможное для того, чтобы как можно быстрее разрушить свой позитивный имидж и убедить людей, что им не на что надеяться и нечего от него ожидать в выполнении предвыборных обещаний».
Парадоксально, но Владимир Зеленский при таком внушительном антирейтинге является самым популярным политиком страны. Своего ближайшего конкурента Петра Порошенко опережает в два раза. Более того, общество разочаровано президентом, но отставки его не хочет. Феномен бывшего актера Зеленского социологи объясняют по-киношному.
Любомир Мысив, замдиректора социологической группы «Рейтинг»: «Во всех номинациях он победит. Он и „Оскар возьмет‟ и „Золотую малину‟ одновременно».
Зеленский активен в социальных сетях. Он записывает бесконечные видео и колесит по стране. Замдиректора авторитетной социологичейской группы «Рейтинг» объясняет, украинцы не меняют своего критического отношения к политикам из прошлого, а новых не знают. Каждый второй не в курсе, кто премьер и как зовут спикера парламента.
Любомир Мысив, замдиректора социологической группы «Рейтинг»: «Эта ситуация уникальна. У нас все сводится к президенту. Это плохо, потому президент у нас и разочарование, и политик года. Он и премьер-министр, и главврач, и главный эпидемиолог и строитель дорог. Так не может быть. Власть нужно разделять».
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований: «При президентстве Зеленского фиктивность положений Конституции в парламентско-президентской республике стала еще более явной. Центр принятия решений находится не только в офисе Зеленского, но и где-то рядом в контактах Зеленского с олигархическими группами и посольством Соединенных Штатов».
С тесной дружбой c олигархами надо срочно что-то решать. Общество их на дух не переносит уже 25 лет. Взаимодействие с ненавистными миллиардерами наносит имиджу непоправимый вред.
«Электоральный майдан» — это термин, которым политологи в Украине описывают избрание Владимира Зеленского президентом. Бунт избирателя ограничился кабинкой для голосования. А вот итоги этого тихого майдана схожи с революционными 2004 и 2014 годами. Надежды на реформы сверхпопулярных после избрания Виктора Ющенко и Петра Порошенко угасли после множества невыполненных обещаний.
Алексей Гарань, профессор политологии: «Он не смог воспользоваться тем окном возможностей, которые были. У него было монобольшинство в парламенте, нужно было не играться в видосики, а проводить реформы важные и непопулярные».
Любомир Мысив, замдиректора социологической группы «Рейтинг»: «Проводить реформы в пессимистическом обществе сложнее. Люди воспринимают перемены радикальнее. Эти перемены обязательно ударят по какой-то части населения. Они не обязательно будут хорошими для всех».
При этом рейтинг Владимира Зеленского кардинально отличается от его предшественника. У Порошенко он летел вниз. Но стоит Зеленскому представить обществу успешное решение, сразу же происходит резкий скачок.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований: «Украинский избиратель — это смесь цинизма и наивности, смесь негативного личного опыта и постоянно возникающих надежд. Достаточно показать привлекательную картинку, и эти надежды оживляются».
В наступающем году ключевые задачи для президента останутся прежними — удержать экономическую стабильность, справиться с последствиями пандемии и покончить с войной в Донбассе. Но возникает еще один серьезный вызов: последний год оппоненты Владимира Зеленского активно пытаются поляризовать общество, стравить различные группы украинцев и мобилизовать эмоционально чувствительные части электората. В посттоталитарном обществе — это огромные риски, которые могут привести к развалу страны.