В Беларуси по поручению Александра Лукашенко начали внезапную проверку боевой готовности войск, сообщает пресс-служба Минобороны республики. Некоторые западные эксперты допускают, что в ближайшие месяцы Минск может быть вовлечен в военные действия на Украине. Впрочем, такой прогноз разделяют не все аналитики, которые также едины во мнении, что само по себе участие белорусской армии в конфликте не способно в корне переломить ситуацию.
Что говорят о возможном участии Беларуси в конфликте на Украине
Во вторник, 13 декабря, белорусское Минобороны сообщило, что по поручению президента Александра Лукашенко проводится внезапная проверка боеготовности войск. Это стало очередным мероприятием по проверке войск республики. На фоне усиления военно-политического сотрудничества России и Беларуси ряд военных экспертов выдвинули предположение, что Минск может начать участие в военных действиях на Украине. По мнению главы польского аналитического центра Rochan Consulting Конрада Музыки, вероятность участия Беларуси в боевых действиях на Украине якобы значительно возросла. “Я бы сказал, что есть примерно равные шансы, что это произойдет в течение следующих нескольких месяцев”, — написал он в своем твиттере.
Комментируя встречу министров обороны России и Беларуси в начале декабря, экс-премьер-министр Швеции, сопредседатель Европейского совета по международным отношениям Карл Бильдт отметил, что белорусскую армию собираются «затащить» в украинский конфликт. По мнению руководителя отдела по изучению России научно-исследовательского центра ВМС США Майкла Кофмана, вовлечение Беларуси в боевых действиях на Украине нельзя исключать полностью. «Я пренебрежительно относился к белорусскому вектору [возможности вступления Беларуси в военные действия], несмотря на недавнее развертывание там российских войск. Но стоит следить за ситуацией в ближайшие месяцы, если численность российских войск [в Беларуси] увеличится и они будут укомплектованы тяжелой техникой», — написал эксперт в ноябре в своем твиттере.
Впрочем, другие эксперты относятся к перспективе вступления Беларуси в военные действия скептично. В Американском институте изучения войны (ISW) считают, что такие действия со стороны Минска в обозримом будущем являются крайне маловероятным сценарием, в том числе из-за недостатка техники. Такого же мнения придерживается приглашенный аналитик Европейского совета по международным отношениям, бывший сотрудник МИД Беларуси Павел Слюнькин. Он считает, что вступление Беларуси в конфликт “может вызвать серьезную волну недовольства внутри страны”, что будет использовано белорусской оппозицией, проживающей за рубежом. “На данный момент надежная и безопасная база российской армии в Беларуси может оказаться более ценной, чем непредсказуемый второй фронт на Украине”, — считает эксперт.
Сами белорусские власти выступают за завершение украинского конфликта путем мирных переговоров, но подчеркивают, что готовы дать отпор в случае роста угрозы со стороны Запада. 6 октября министр обороны Республики Беларусь Виктор Хренин заявлял, что в основе военной политики страны лежит принцип “не бряцать оружием, а сесть за стол переговоров”. “Необходимость сесть за стол переговоров в условиях эскалации военно-политической ситуации в Европе очевидна”, — отметил он 13 октября во время интервью издательскому дому “Беларусь сегодня”. “В очередной раз могу повторить: мы готовы к переговорам и надеемся, что они начнутся как можно скорее. Мы исходим из того, что на Западе еще остались политические силы, способные адекватно оценивать военно-политические процессы, происходящие в мире. И все еще рассчитываем на их скорейшую положительную реакцию на наши призывы”, — резюмировал Хренин.
7 октября на саммите СНГ после встречи президента России Владимира Путина и его белорусского коллеги Александра Лукашенко белорусские вооруженные силы приступили к созданию совместной с Россией группировки войск в стране. «В связи с обострением на западных границах Союзного государства мы договорились о развертывании региональной группировки России и Республики Беларусь. Это все по нашим документам. Если уровень угрозы достигает нынешнего уровня, как сейчас, мы начинаем задействовать группировку Союзного государства», — заявил тогда Лукашенко.
В начале декабря Александр Лукашенко заявил, что Вооруженные силы Беларуси и России проходят подготовку к отражению возможной агрессии извне «как единая группировка, единая армия». «И наши, и ваши офицеры готовят ребят. И белорусских, и россиян готовят», — сказал Лукашенко на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу. Минобороны Беларуси намерено завершить сверку военнообязанных до конца года.
Что из себя представляет армия Беларуси
Вооруженные силы (ВС) Беларуси больше, чем вместе взятые ВС Латвии, Литвы и Эстонии, но меньше, чем численность российской, украинской или польской армий. Согласно наиболее актуальному докладу The Military Balance, действующий состав ВС республики состоит из 47 950 военнослужащих. Срок службы в армии зависит от уровня образования: при наличии военного образования — 6 месяцев, полного высшего— 12 месяцев, при отсутствии образования — до 18 месяцев.
Численность российской группировки, которая участвует в боевых действиях на Украине, не раскрывается. В преддверии 24 февраля США оценивали численность российских войск у границ с Украиной в 190 тыс., а в сентябре президент России Владимир Путин объявил частичную мобилизацию 300 тыс. россиян. Численность украинской группировки в конфликте с Россией президент Владимир Зеленский в мае оценивал в 700 тыс. человек.
ВС Беларуси состоит из двух видов войск: сухопутных (СВ), а также объединенных военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны (ВВС и ВПВО). Также существуют рода войск: специальные войска (род войск, объединяющий инженерные войска, связь, разведку, войска радиационной, химической и биологической защиты, радиоэлектронной борьбы и навигационно-топографические войска) и силы специальных операций (ССО, наследник одновременно и ВДВ СССР, и ГРУ СССР).
В военный резерв Беларуси входит порядка 290 тыс. человек. В 2002 году из-за сокращения численности ВС Беларуси в дополнение к резерву были созданы территориальные войска, которые созываются на период войны или «в период напряженной военно-политической обстановки». Их задачи — охрана и защита объектов, обеспечение мобилизации приписного состава в случае войны, ведение партизанской войны и участие в охране границы. Они насчитывают 120 тыс. человек. При этом, согласно заявлению главы Минобороны Беларуси Виктора Хренина, в случае необходимости у страны есть возможность выставить 500 тыс. подготовленных резервистов.
В 1990 году был заключен договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) между НАТО и странами Организации Варшавского договора, который был адаптирован в 1999 году из-за распада СССР (адаптация не вступила в силу, она не была ратифицирована странами НАТО). Договор ограничивал количество вооруженных сил и техники стран-участниц договора в определенных регионах Европы. В 2007 году Россия объявила о приостановлении действия договора, в 2015 году — о прекращении участия в консультациях по договору. Но Беларусь продолжает придерживаться положений договора. Согласно квоте Беларуси, предусмотренной дополнительным Ташкентским соглашением 1992 года (соглашение распределило квоту СССР между постсоветскими странами), у Минска есть возможность увеличить состав ВС до 100 тыс. человек.
Расходы на вооруженные силы за 2022 год составили 1,8 млрд белорусских рублей (около $713 млн). Бюджет на 2023 год был увеличен на 1 млрд, составив в общем итоге 2,8 млрд белорусских рублей ($1 109 млн). По наиболее актуальным данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в 2021 году расходы Беларуси на оборону составили $762,8 млн по текущему курсу. Для сравнения, оборонные расходы России составили $65,9 млрд, Польши — $13,7 млрд, Украины — $5,94 млрд.
Вооружение ВС Республики Беларусь
Информация из открытых источников о вооружениях Беларуси расходится. Согласно докладу Military Balance за 2022 год, у Беларуси 497 танка (477 T-72Б и 20 Т-72Б3). При этом Минобороны Беларуси заявляет о наличии 1317 танков.
Также на вооружении у сухопутных войск и сил специальных операций имеется около 1400-1500 боевых бронированных машин: 132 БРМ-1, 926 БМП-2, 31 БТР-82А, 64 БТР-70М1, 153 БТР-80,78 МТ-ЛБ и 13 БРДМ «Кайман». Еще одна составляющая военного механизма— боевые машины с противотанковыми ракетными комплексами. Их на вооружении 160: 75 единиц 9П148 «Конкурс» и 85 9П149 «Штурм», следует из данных Military Balance.
Артиллерийские возможности представлены 697 единицами:
— самоходные артиллерийские установки (САУ): 125 122-мм 2С1 «Гвоздика», 308 152-мм 2С3 «Акация» и 12 152-мм 2С19 «Мста-С»;
— буксируемая артиллерия: 72 единицы 152-мм «Мста-Б», 24 122-мм Д-30;
— реактивная артиллерия: 128 122-мм БМ-21 «Град» и 36 220-мм 9П140 «Ураган»;
— минометы: 14 120-мм 2С12 «Сани» и 18 2Б23 «Нона-М1»;
— войсковая ПВО представлена зенитным пушечно-ракетным комплексом “Тунгуска”.
Что касается авиации, на вооружении у Беларуси стоит следующая техника:
— 38 истребителей: 28 МиГ-29, 6 МиГ-29УБ, 4 Су-30СМ;
— 22 штурмовика: 22 Су-25К;
— 12 ударных вертолетов Ми-24.
Для борьбы с авиацией у Беларуси имеются зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) “С-300”, ЗРК “Бук”, ЗРК 9К331 “Тор-М2Э”, 9К33 “Оса” и 9К35 “Стрела-10”. В октябре 2022 года Министерство обороны Беларуси также заявило о скором поступлении на вооружение ракетных комплексов “Искандер” и ЗРК “С-400”.
При каких условиях в Беларуси проводится мобилизация
Согласно закону “О мобилизационной подготовке и мобилизации” от 26 октября 2000 года №449-З, мобилизация проводится при военном положении, в случаях военной угрозы или нападения на страну. Военное положение вводится указом президента, после чего его в течение трех дней должен утвердить Совет Республики (верхняя палата белорусского парламента). 13 октября 2022 года госсекретарь Совета безопасности Александр Вольфович заявил, что проведение мобилизации в Беларуси не запланировано. Одновременно с начала октября по конец декабря белорусские военкоматы проводят сверку сведений военнообязанных граждан, состоящих на воинском учете.
30 ноября в интервью издательскому дому “Беларусь сегодня” министр обороны Республики Беларусь Виктор Хренин заявил об анализе российского опыта по проведению мобилизации. Сейчас идет активная работа «по подготовке предложений» по изменению ряда законодательных актов, но мероприятия по проверке учетных данных носят плановый характер, заверил Хренин. “Граждан вызывают в кадровые органы по месту работы и учебы, в военные комиссариаты, их обособленные подразделения и местные органы власти, где в беседе уточняются необходимые данные. Так что поводов для беспокойства нет”, — объяснил министр.
Уклонение от мобилизации или от призыва карается уголовной ответственностью. Статья 434 УК Республики Беларусь предусматривает лишение свободы на срок от 2 до 7 лет за уклонение от мобилизации, а статья 435 УК — штраф, арест до 6 месяцев и ограничение свободы на срок до 2 лет за уклонение от призыва (также возможно и лишение свободы на тот же срок). В случае обмана (подделка документов, симуляция заболеваний) срок увеличивается до 5 лет. На срочную службу в Беларуси призываются мужчины от 18 до 27 лет, на службу по мобилизации — состоящие или обязанные состоять на воинском учете граждане от 18 до 65 лет.
Изменит ли вступление Беларуси в военные действия ситуацию на фронте
Даже если Беларусь будет вовлечена в конфликт с Украиной, белорусская армия не сумеет достичь значительных успехов на поле боя, считают аналитики ISW. По мнению экспертов, белорусские силы способны лишь отвлечь украинскую армию с других участков фронта. «Белорусская интервенция на Украине не сможет добиться большего, чем временно отвлечь украинские сухопутные войска от других частей театра военных действий, учитывая крайне ограниченную эффективную боевую мощь, имеющуюся в распоряжении Минска», — отмечают эксперты.
Приглашенный аналитик Европейского совета по международным отношениям Павел Слюнькин считает, что теоретическое участие Беларуси в боевых действиях на Украине не повлияет на их ход значительным образом. Он связывает это с малой численностью боеспособных военнослужащих и действиями украинских вооруженных сил: разрушением мостов на севере Украины и минировании приграничных с Беларусью территорий.