Главным скандалом на выборах главы РАН стал внезапный и сделанный в последний момент отказ от участия в них действующего президента академии — 67-летнего Александра Сергеева. Оставшиеся два кандидата рассуждали о необходимости ежедневных консультаций с руководством страны с академиками и даже включении главы РАН в Совет безопасности. О сложившейся ситуации, проблемах в академии и двух оставшихся претендентах на пост ее руководителя — в материале RTVI.
В понедельник в здании президиума РАН на Ленинском проспекте состоялось заседание Общего собрания накануне выборов президента академии. На нем по традиции выступали претенденты на пост руководителя академии. Стандартный порядок нарушил внезапный и скандальный отказ от участия в гонке действующего президента — академика Александра Сергеева. В воскресенье письмо об этом членам РАН разослал академик-секретарь отделения физических наук Иван Щербаков, рассказал RTVI один из членов академии. «Смысл письма был в том, что это вынужденный шаг, его заставили это сделать, — пояснил источник в РАН. — Это была информация к сведению, чтобы каждый мог решить, как теперь действовать».
В понедельник Сергеев и сам подтвердил эту версию событий. “Данная предвыборная кампания проходит в беспрецедентных условиях, — заявил глава РАН. — Многие члены Российской академии наук подвергаются психологическому и даже внешнему административному давлению, особенно после публичного заявления своей позиции. Такого еще никогда не было, по крайней мере в новейшей истории РАН. В этих сложных условиях я благодарю поддерживающих меня членов Российской академии наук».
По предложению академика Льва Зеленого присутствовавшие на собрании встали и аплодисментами поблагодарили главу РАН за пятилетнюю работу. Однако в ходе собрания прозвучало и немало критики в адрес уходящего руководства РАН, на которую, Сергеев постарался ответить.
Так, академик Сергей Стишов упомянул, что за прошедшие пять лет произошли два «трагических события» — фактическая ликвидация Российского фонда фундаментальных исследований и ликвидация программы фундаментальных исследований президиума РАН, которую заменили на стомиллионные гранты (гранты в целях реализации подпрограммы «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства»). «Программы президиума были уничтожены в 2018 году не нами с вами, а просто в 2018 году ФАНО прекратило свое существование, и соответствующие функции были переданы Минобрнауки. Минобрнауки эти программы не включило в бюджет 2019 года, — ответил на критику Сергеев. — Мы не уничтожили, а спасли продолжение программ… И таким образом появилась программа «100-миллионников», программа крупных проектов. Таково было требование правительства — что мы не только сохраняем 2,5 млрд, которые были на программах президиума РАН, мы увеличили до 4 млрд финансирование… Это к вопросу о том, что все это пропало и уничтожено. Это было спасено!».
Академик Евгений Каблов напомнил Сергееву критику со стороны председателя госдумы Вячеслава Володина по поводу результативности РАН: «Александр Михайлович, я вам дважды на президиуме задал эти вопросы, вы так и не ответили, чем же закончилась та критика».
«После этого мы получили приглашение отчитаться в нашем профильном комитете, этот отчет состоялся, — парировал Сергеев. — Отчет был принят. Он имел очень широкую прессу, поэтому мы считаем, что должным образом ответили на те вопросы, которые были поставлены». Сергеев отметил, что дает регулярные отчеты руководству страны, и последний отчет перед президентом «был принят». «Вы должны понимать, что то, что сейчас обеспечивает обороноспособность страны, в том числе ведение СВО, это труды коллективов под руководством членов РАН», — подытожил он ответ о практических результатах работы РАН.
С неожиданной стороны Сергеева раскритиковал академик Виктор Хлыстун, упрекнувший прежнее руководство РАН в необеспечении продовольственной безопасности страны, опустынивании территорий России, уничтожении животноводства, естественного биоценоза, проблеме роста оврагов, отсутствии рабочих мест на селе. Впрочем, отвечать на эти претензии Сергеев уже не стал, так прозвучали они почему-то при обсуждении оставшихся кандидатов.
«В 2017 году была похожая история, когда Фортова заставили снять свою кандидатуру. А два других кандидата в качестве солидарности сняли свои», — напомнил RTVI академик Валерий Рубаков. Тогда, в марте 2017 года, выборы не состоялись, на полгода был назначен и.о. президента РАН, а в сентябре бывший директор Института прикладной физики РАН Александр Сергеев был избран президентом.
После отказа от участия в гонке Сергеева осталось всего два претендента на пост главы РАН: 64-летний Геннадий Красников, гендиректор Научно-исследовательского института молекулярной электроники, и 60-летний директор Института теплофизики Сибирского отделения РАН Дмитрий Маркович.
Еще раньше, 3 сентября, из гонки выбыл еще один кандидат — 82-летний научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Нигматулин. Он был в списке кандидатов согласованных президиумом РАН в июле, однако правительство России его кандидатуру не согласовало.
В ходе собрания его председатель, заслуженный врач Российской Федерации Владимир Стародубов два раза напомнил собравшимся о недопустимости отказа от голосования, даже на фоне давления на членов РАН и снятия одного из кандидатов. «Если кворума не будет, извините за медицинское выражение, мы покажем свою импотентность», — сказал Стародубов.
О чем говорил Красников
Представляя свою предвыборную программу, академик Красников заявил, что для него было неожиданным решение Сергеева сняться с выборов.
«После известных февральских событий обстановка в мире принципиально иная, — начал Красников — Но для академии при этом открыто окно новых возможностей… Отношение к отечественной науке у руководства страны кардинально меняется, а потенциалам наших институтов, возможностям внедрения отечественных разработок, уделяется серьезнейшее внимание. Мне казалось что в таких условиях РАН может добиться изменения отношения к себе власти и общества. Но вместо того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, мы продолжаем терять свой авторитет».
По мнению Красникова, новый президент РАН должен работать с первыми лицами государства в ежедневном режиме. Он призвал добиться от правительства обязательного согласования с РАН всех постановлений, так как это организация «с компетенциями по всем направлениям науки».
Помимо этого Красников поднял вопросы медицинского и санаторно-курортного обслуживания членов РАН, которые «должны находиться в центре внимания Президиума», а также заявил о тревоге по поводу растущего давления на ученых со стороны правоохранительных органов. Каждый такой случай должен рассматриваться на уровне руководства РАН, подчеркнул академик.
«Хочу вас искренне заверить, что в случае моего избрания я стану достойным президентом не только для Академии наук, но и для всех членов Академии», — закончил Красников.
И сам Красников, как глава зеленоградского ПАО «Микрон», и выступавшие, не раз говорили о проблемах отечественной электроники и необходимости импортозамещения в этой отрасли в свете санкционного давления на Россию. В одних выступлениях говорилось об отставании России в производстве микрочипов, в других — об авторитете Красникова, как многолетнего руководителя крупнейшего предприятия в стране, эти чипы производящего.
Признав отставание России в области бытовой электроники, академик Евгений Федосов заявил, что в области военной авиации это не так, и в ВПК цифровизация базируется на отечественной электронике.
О чем говорил Маркович
В своем выступлении второй оставшийся кандидат, академик Маркович также говорил о том, что статус РАН должен быть повышен, и предлагал усилить аппарат РАН под новые функции и задачи. Среди прочего он выступил за то, чтобы президент РАН стал членом Совета безопасности и представлял на нем доклады ученых по рискам и угрозам. По его словам, академия также должна стать интегратором для решения мультидисциплинарных задач для бизнеса, собирая под своей эгидой необходимые силы институтов и вузов.
Также Маркович вступился за сибирского ученого Александра Шиплюка, недавно задержанного по статье о госизмене, и предложил создать комиссию, рассматривающую претензии правоохранителей к ученым на доследственном этапе.
Дополнительно Маркович пообещал избавление от гендерного неравенства в РАН, а также применение опыта успешного сотрудничества с Китаем в Сибирском отделении РАН.