В Госдуме на следующей неделе начнут рассматривать законопроект о санкциях против иностранных интернет-площадок. До этого на YouTube жаловался российский телеведущий Владимир Соловьев. Он утверждал, что из-за политики компании его видео перестали попадать в тренды. Еще раньше на компанию Google подал в суд телеканал «Царьград» ― их аккаунт на ютьюбе заблокировали. Роскомнадзор посчитал это цензурой, а бороться с ней, по задумке депутатов из «Единой России», и будет новый закон. К чему может привести эта ситуация, разбирался корреспондент RTVI Андрей Ежов.

Владимир Соловьев, телеведущий: «Вот этот юный мерзавец наговорил кучу глупостей. Майкл Сидней Наки!»

К «юному мерзавцу», а в миру видеоблогеру и журналисту Майклу Наки телеведущий Владимир Соловьев уже который месяц дышит неровно. «Провокатор» и «сопливый подонок» ― это еще мягкие характеристики, которыми Соловьев одарил Наки, посмевшего выступить в поддержку фотографа Давида Френкеля, которому полицейские летом сломали руку на участке для голосования по поправкам в Конституцию.

Соловьев

Фотография: Станислав Красильников / ТАСС

Майкл Наки, журналист, видеоблогер: «Вряд ли ему приносят методичку: „А сегодня по Майклу Наки проедься“. Надо понимать, что Соловьев генерирует огромное количество контента. Вот чего у него не отнимешь ― мозг отняли, понятно, честь и совесть отняли, все остальное тоже отняли, даже соведущую он сам у себя отнял, ― но при этом трудоспособность… Понятно, что то, что он делает, и работоспособность его, она колоссальна. Он выпускает огромное количество эфиров в день, поэтому любая история, за которую он может зацепиться, он за нее зацепляется».

Цепляется Соловьев не только лично за тех, с кем не согласен. Не так давно его мишенью стал YouTube. В том, что шоу пропагандиста стало реже попадать в тренды (топ-50 популярных видео), ведущий, кажется, увидел злой умысел Запада. Роскомнадзор тут же отправил в корпорацию Google письмо: мол, верните Соловьева в тренды. Ну а затем на тропу войны вышли депутаты Госдумы.

Александр Хинштейн, депутат Госдумы, автор законопроекта: «С одной стороны, нам наносится удар, а я воспринимаю это именно так. Но, с другой стороны, возможности ответить на эти удары как-то адекватно, просто элементарно себя обезопасить или встать в стойку, ― такой возможности у другой стороны физически нет».

Хинштейн

Фотография: Юрий Стрелец / Коммерсантъ

Поэтому поступить в России решили старым добрым способом: если не запретить совсем, то, например, замедлить доступ к сайтам и соцсетям, «ограничивающим государственные СМИ». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что за последние полгода депутаты выявили как минимум 20 фактов дискриминации российских редакций. Цензуре, якобы, среди прочих подверглись телеканалы RT, «Крым 24» и агентство РИА Новости.

Впрочем, дело наверняка не в этом. Медиаэксперт Иван Засурский говорит, что федерального телевидения как источника информации для миллионов россиян уже не существует.

Иван Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей: «Я думаю, что на самом деле ютьюб сейчас более влиятелен, чем телевизор, потому что ютьюб смотрит молодежь. И то, что старики уверены в чем-то, то, что у них каждый день может меняться мнение под влиянием телевизора».

Стремление Кремля найти управу на неподконтрольный ютьюб объясняют предстоящим политическим сезоном в России. Он обещает быть любопытным, прежде всего из-за намерений власти во что бы то ни стало отдать «Единой России» две трети мандатов по итогам выборов в Госдуму. Да и кому нужно информационное разнообразие, когда под боком есть пример Беларуси, где президентская кампания, и все, что за ней последовало, по сути, стартовало в ютьюбе.

Майкл Наки, журналист, видеоблогер: «Началось все с Сергея Тихановского. Больше людей знает про его жену, которую выбрали, скорее всего, президентом белорусы. Но сам Тихановский начал именно с того, что прервал эту спираль не то что молчания, но спираль неизвестности. Потому что его проект, когда он ездил и показывал людей, как они живут в Беларуси… Это просто видео, смотря которое люди понимали, что они в этом не одиноки. И ровно при прерывании монополии случаются какие-то подвижки в обществе. Вам не нужно, чтобы все общество получало информацию. Вам достаточно, чтобы критическое количество начало получать эту информацию, поняло, что есть альтернатива и для потребления мнений, и для того, чтобы высказывать это мнение».

Наки

Фотография: @Michael Nacke / Facebook

Александр Плющев, обозреватель «Эха Москвы», видеоблогер: «Блокировка ютьюба, если бы она была возможна технически, это отдельный вопрос. Она была бы адекватна нанесению ядерного удара по Воронежу. Потому что в Воронеже любят мультфильмы, любят смотреть разные видео, любят смотреть разные челленджи, и, конечно, ютьюб стал одной из самых массовых российских, в том числе, площадок».

Впрочем, видимо, памятуя о безуспешных попытках блокировки телеграма в России, депутаты в этот раз на удивление трезво оценивают возможность потенциального запрета ютьюба в стране. И такую меру расценивают как «инструмент последней надежды».

Александр Хинштейн, депутат Госдумы, автор законопроекта: «Те, кто разрабатывал ядерное оружие, исходили из того, что оно не будет применяться. Поэтому, когда мне задают вопрос „А вот как технически дальше будет выглядеть блокировка ютьюба?“, это все равно что обсуждать, как будет нанесен ракетно-ядерный удар по Вашингтону и какие последствия там возникнут».

Главный редактор российского иновещания RT регулярно хвастается рекордным числом просмотров ее каналов на ютьюбе. К достоверности этих цифр, правда, не раз возникали вопросы. При этом Маргарита Симоньян уже который месяц жалуется на бессовестную американскую цензуру, которой, по ее мнению, пора положить конец.

Маргарита Симоньян, главный редактор RT: «Очевидно, что и ютьюб ― уже довольно такая замшеленькая уже штуковина с устаревшим интерфейсом, и в инстаграме не все удобно, и про WhatsApp мы вообще молчим. И вообще, мир рванул далеко вперед, мир не западный, а восточный. Нужно, чтобы наши IT-гиганты создали что-то невыразимо круче».

Симоньян

Фотография: Владимир Смирнов / ТАСС

Российские видеохостинги, впрочем, существуют уже не один год. Но на том же RuTube дела у RT идут не очень. Видео о доставке российской вакцины в Сербию набрало рекордные три просмотра.

Иван Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей: «Вот эта вся телевизионная показуха ― она оторвалась от реальности и в какой-то момент зависла над ней. И в какой-то момент она упадет. И этот момент близок. И никакие законы о запрете ютьюба, снижении скорости его, они не отменяют тот факт, что наша медиапропагандистская система устаревшая, как не знаю что… Как паровоз!»

В самом ютьюбе инициативу российских законодателей не комментируют. Отвечая на запрос RTVI, российское представительство Google отвергло обвинения чиновников в цензуре государственных СМИ и напомнило, что раздел «В тренде» хостинг формирует беспристрастно. Как именно это делается, объясняют в справочном разделе сайта.

Пресс-служба Google Россия: «Мы применяем эти политики универсально, чтобы наши системы были непредвзяты и последовательны в отношении контента, принадлежащего различным лицам или группам, вне зависимости от их политических взглядов или других признаков».

Претензии российской власти к YouTube, убеждены многие эксперты, могут быть попыткой «выторговать» для тех же федеральных каналов выгодные условия существования на площадке: обеспечить попадание в тренды или заставить модераторов закрыть глаза на накрутки просмотров. Потому как по их количеству государственные медиа чаще проигрывают видеоблогерам.

Майкл Наки, журналист, видеоблогер: «Им не нужна конкуренция, им не нужно выигрывать конкуренцию. Им нужно, чтобы альтернативы не было, чтобы максимально они могли не то, чтобы выигрывать это поле, а чтобы не существовало никакого другого. И это проблема, которую они решить не очень могут. Возглавляет эту структуру власти человек, который не признает интернет буквально. Ну то есть Владимир Путин не пользуется интернетом, не знает ничего об интернете, говорит, что это либо игрушка, игрушка опасная и все остальное прочее. И поэтому вся эта вертикаль она такая».

Рассматривать законопроект о санкциях против ютьюба и других соцсетей Дума начнет уже на следующей неделе. Принять документ могут успеть до конца декабря. Это значит, что уже в новом году Кремль получит новые полномочия и интернет в России, пускай формально, станет еще менее свободным.