Картину классика русского авангарды Василия Кандинского «Мурнау. Домик на холме» 1909 года впервые готовят к продаже на аукционе. Для арт-рынка это событие необыкновенное — работы художника появляются на рынке далеко не каждый год истоят миллионы евро. Вырученные средства владельцы собираются отправить на гуманитарную помощь военным и гражданским структурам ДНР. Один из них согласился поговорить с RTVI о возможной сделке. Его предложения комментируют искусствоведы, юристы и игроки арт-рынка

Объявление о продаже полотна классика русского авангарда и экспрессионизма появилось на одной из европейских интернет-площадок — изображение лота опубликовал канал Mash. Картина продается сразу в двух видах — покупателю высылается NFT, то есть уникальный цифровой отпечаток, а затем доставляется оригинальное полотно. Площадка для реализации еще не выбрана, рассказали RTVI владельцы — на данный момент они обратились к арт-дилерам для организации продажи.

Происхождение

Цикл картин с видами местечка Мурнау рядом с Мюнхеном относятся к германскому периоду жизни Кандинского, рассказал RTVI искусствовед, профессор факультета искусств МГУ Андрей Ковалев. «Этот период закончился в 1914 году, когда художник должен был срочно выехать из Германии как гражданин Российской империи. Картины он оставил своей первой жене, как раз они и ушли на рынок».

RTVI удалось связаться с одним из владельцев картины с просьбой рассказать о ее происхождении и статусе. Он назвался Георгием, попросив сохранить анонимность других его личных данных.

«Картина находится в коллективной собственности, я один из совладельцев, — рассказал он, — мы знаем, что она принадлежала семье Леонида Осиповича Утесова, который был заядлым коллекционером и собирал советский фарфор, а также русскую живопись. А вот как она попала к нему — доподлинно неизвестно».

Георгий предположил, что картина попала к артисту из Одессы — там прошла юность Утесова, там же проводил свои передвижные выставки скульптор и арт-антрепренер Василий Издебский.

«Известно, что эта картина была на выставках Издебского в начале 1910-х годов — описи с названиями и авторами картин на них не было, однако по косвенным свидетельствам (например, пересказу сюжетов картин) полотно именно оттуда», — говорит Георгий. Кандинский, указывает собеседник, в юности учился в Одессе, переписывался с Издебским, позже ставшим создателем и куратором «Салонов» — передвижных выставок нового российского искусства. По словам совладельца картины, он с компаньонами приобрел картину вместе с другими предметами из коллекции семьи Утесовых.

Цена

«Каждое появление [работы] Кандинского на рынке — большое событие, такое бывает далеко не каждый год», — рассказывает Константин Бабулин, директор аукцонного дома Artsale.Info. По его мнению, цена картины Кандинского 60Х60 см может составлять от 3 до 10 миллионов долларов. Совладелец полотна оценивает цену выше — от 5 до 19 миллионов евро.

«Кандинского вообще на рынке очень мало», — подтверждает его слова Андрей Ковалев, «В основном, наследники передавали его произведения в большие музеи — МОМА, Гугенхайм, Центр Помпиду». Ценятся работы художника исключительно высоко: так, его «Умиротворенные напряженности» в 2021 году были проданы на аукционе Sotheby’s за рекордные 29 млн. долларов. В 2019 году небольшую «Лестницу к замку» германского периода творчества художника приобрели за 2,5 млн евро. А в 2017 на Sotheby’s «Картина с белыми линиями» ушла за 33 млн фунтов стерлингов.

Подлинность

«Если ты увидишь картину такого класса не на Sotheby’s или Christie’s, а в каком-нибудь странном месте, практически в 99% случаев возникают сомнения в ее подлинности», — говорит Константин Бабулин.

На это владелец картины Георгий сказал RTVI, что процесс продажи только в самом начале, и уполномоченный собственниками арт-дилер еще не озвучил площадку, на которой будет реализован актив.

В распоряжении RTVI имеются копии экспертизы, проведенной в 2002 году Институтом Наследия им. Лихачева, а также заключение о подлинности и музейном значении, выданном Третьяковской галереей в июне 2003 года. Подлинность картины, по словам Георгия, также подтверждал профессор МГУ, искусствовед Валерий Турчин, специалист по Кандинскому и автор монографии «Кандинский в России». «Он очень серьезный исследователь и специалист, и хорошо знает как раз те работы, которые оказались в частных руках в 1910-х», — говорит Георгий.

К тому же, уверен он, подделывать такие работы не имеет никакого смысла. «Подделывается много антиквариата, фарфора и других пластических вещей — их происхождение гораздо сложнее проверить, легче запутать следы. А произведения живописи регулярно исследуются, о них выходят научные работы», — говорит собеседник RTVI. Рентгенологический и молекулярный анализы, которые проводились в рамках экспертизы картины, также с большой точностью определяют подлинность работы, уверен ее совладелец.

Кандинснкий в NFT

Форма продажи в виде цифрового «невзаимозаменяемого жетона» с последующей доставкой оригинала удивила аукциониста Константина Бабулина. «NFT — это, можно сказать, модная тема, к которой многие пытаются «прислониться» и поучаствовать, — говорит эксперт, — однако никакого серьезного бизнеса за этим пока не стоит и серьезных денег за цифровые экземпляры никто не дает».

По словам эксперта, покупают цифровые произведения в основном коллекционеры, которые сами работают и живут в цифровой среде, а стоимость работ, как правило, составляет от 10 до 30 тыс. Долл. «Им не так важно увидеть полотно физически, им важно, что просто понравилась картинка, изображение, — говорит Бабулин. — В то время как в случае с Кандинским для покупателя, конечно, будет куда важнее не цифровой экземпляр, а само полотно. Когда речь идет о произведениях стоимостью 10 миллионов долларов и выше, имеет значение физически представленное произведение, его провенанс и подлинность. Все должно быть безупречно, чтобы потом этот актив можно было продать».

В NFT как отрасль арт-рынка Бабулин не верит. «Это [индустрия NFT] больше мифология, чем реальность, — говорит он. — Примеров, когда художники попробовали перевести свои картины в цифру и продавать, мы как раз знаем много, но результат — ноль». Произведения искусства часто покупаются как актив, который со временем будет только дорожать. Однако перепродать NFT-отпечаток картины Кандинского будет сложно, уверен аукционист.

«Мне предложение продавать одновременно NFT и полотно не кажется экзотичным, — говорит совладелец картины Георгий, — Такое предложение поступило нам от специалистов, которых мы попросили подключиться для продажи картины».

Кто купит и при чем тут ДНР

«Полотно физически находится на территории ЕС, и нет никаких препятствий для того, чтобы она была доставлена покупателю в ЕС», — говорит Георгий. По его словам, покупателем, скорее всего, станет частный коллекционер из стран Западной Европы. «В Европе есть собиратели, которые набили руку на русском авангарде и хорошо разбираются в нем», — говорит он. Вероятность покупки такой коллекции в музейное собрание совладелец картины считает низкой: «В Европе есть музеи, в коллекциях которых присутствует Кандинский, однако такие покупки без меценатов им не по силам. А бывает, что в результате меценаты покупают такие картины не в музеи, а себе в коллекцию».

Средства от продажи картины собственники картины намерены отправить на помощь Донецкой народной республике. «Мы намерены отправить их на гуманитарную поддержку ДНР — не только военных и военных медиков, но и гражданских людей, пострадавших за последние восемь лет — и во время нынешнего обострения, конечно», — заявил Георгий.

«С формальной точки зрения, нет ни одного законного основания для того, чтобы воспрепятствовать отправке денег гражданским лицам в ДНР. Причем не только для гражданских лиц, но и для военных или парамилитарных структур и лиц, которые не внесены в санкционные списки», — рассказал RTVI юрист по санкционному праву, согласившийся выступить анонимно. По его мнению, нельзя перечислять средства только военным чинам и структурам, а также передавать их на инфраструктурные проекты.

Однако, уверен собеседник RTVI, на практике аукционные дома, страховщики, банки и другие возможные участники сделки могут предпочесть проявить осторожность и отказаться ее обслуживать: «[Европейские] банки сейчас проявляют высочайшую степень настороженности, и, скорее всего, такую сделку могут заблокировать — мы видим, как это происходит [с российскими физическими и юридическими лицами] и в более безобидных случаях. Хотя правовые основания к этому отсутствуют».

Юрист заметил, что в Европе есть страны, не входящие в ЕС и не подключившиеся к общему санкционном процессу в отношении России и республик Донбасса, однако некоторые из них сами ввели зеркальные санкции или предпочитают не давать использовать свои юрисдикции для обхода европейских.

Публичное объявление о целях реализации полотна Кандинского не помешает продаже этого актива, убежден его совладелец. «В Европе есть незашоренные и при этом достаточно состоятельные люди, чье видение политической ситуации не совпадает с точкой зрения нынешних режимов Западной Европы. К сожалению, они не имеют возможности выражать свою точку зрения на территории своих стран, но у них есть свой голос», — резюмирует Георгий.

Андрей Лисицын