В России системная оппозиция готовится к осенним выборам в Госдуму. Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что голосование может пройти в три дня, как и плебисцит по поправкам в Конституцию. Но пока соцопросы показывают, что думские выборы волнуют не многих. Поднять интерес к голосованию в этом году должны новые партии. Одной из них и самой узнаваемой стала реформированная «Справедливая Россия», которая объединилась с проектом Захара Прилепина «За правду» и «Патриотами России». Кто выиграет от этого союза и нужна ли власти высокая явка на выборах, разбирался корреспондент RTVI Михаил Шептун.

Новый политический сезон в России начался под музыку «Время, вперед». Вести эсеров к думским креслам теперь будут сразу три локомотива: Миронов, Прилепин и Семигин.

Сергей Миронов, лидер партии «Справедливая Россия – За правду»: «Сегодня мы с вами без каких-либо преувеличений вместе сделали исторический шаг: исторический шаг к началу объединения всех левых патриотических сил».

Сергей Миронов

Сергей Миронов Фотография: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Объединительный съезд партий провели масштабно: восьмичасовая трансляция, корреспонденты федеральных каналов. Серьезные политические события в России привычно не обходятся без согласия администрации президента. Случай со «Справедливой Россией» — вовсе инициатива Кремля, считают политологи.

Илья Гращенков, политолог, президент Центра развития региональной политики: «Проект, безусловно, кремлевский, и он преследует две цели. Первая, как это ни странно звучит, — утилизация ненужных партий. „За правду“, которая была создана Кремлем тоже не так давно, не прошла проверку. За нее, с одной стороны, слишком мало голосуют. С другой — ребята слишком ультрас. Они все время предлагают дойти до Киева, взять Украину».

Вторая партия, «Патриоты России – за социальную справедливость», по риторике схожа с прилепинской, только существует дольше. Радикальные заявления новых лидеров эсеров, наоборот, могут лишить их части умеренного электората, уверен Илья Гращенков. А значит партия станет более зависима от Кремля во время предвыборной гонки.

Илья Гращенков, политолог, президент Центра развития региональной политики: «Кремль этим проектом добился, помимо утилизации ненужных партий, снижения роли „Справедливой России“ как некой самостоятельной силы».

Геннадий Гудков, бывший член партии «Справедливая Россия» (2007-2013): «„Справедливая Россия“ кончилась, когда ее руководство в лице Миронова и Левичева перешло полностью на сторону Кремля и начало вытаптывать и уничтожать все то, что там мыслило, думало, шевелилось и было реально оппозиционным. Руководство скурвилось».

Геннадия Гудкова в 2013 года исключили из «Справедливой России». Тогда из партии ушел целый ряд оппозиционеров. На этом и закончилось противостояние эсеров Кремлю. По мнению политика, для власти эта партия безопасна все последние годы. С лидером «Патриотов России» Геннадием Семигиным в 2006 году Гудков планировал свой левый политический союз. Не сложилось.

Геннадий Гудков

Геннадий Гудков Фотография: Агентство «Москва»

Геннадий Гудков, бывший член партии «Справедливая Россия» (2007-2013): «Семигин на тот период все говорил: „Вот ты увидишь, какой я в публичном поле. Да я такой жесткий“. И я, честно говоря, тоже надеялся на него. Но прошли годы, он ничего не показал ни разу. И занимал достаточно лояльную, соглашательскую позицию, подыгрывания Кремлю. Я думаю, что теперь нет никакого смысла содержать „Патриотов России“. Решили слить все эти проекты. Никаких партий в России нет. Есть филиалы „Единой России“, они называются по-разному. Как мы все время шутили, что у Думы есть один парадный вход и три служебных».

Пятнадцать лет назад «Справедливая Россия» появилась из слияния партии «Родина», «Российской партии жизни» и «Российской партии пенсионеров». Замруководителя администрации президента Владислав Сурков, которого считают автором проекта, мечтал о двухпартийной политической системе в России.

Владислав Сурков, бывший замруководителя администрации президента России (1999-2008): «Нет у общества второй ноги, на которую можно переступить, когда первая затекла. Это делает систему неустойчивой. В России нужна вторая крупная партия».

Вторая нога за 15 лет у парламента так и не выросла. Власть опиралась, скорее, на костыль из лояльных Кремлю партий. В 2006 году Владислав Сурков планировал собрать вместе электорат «левого уклона и с сильным националистическим привкусом». В 2021-м за националистический привкус в обновленной партии эсеров будет отвечать Захар Прилепин.

Аббас Галлямов, политолог: «Прилепин против шерсти гладит избирателя. Все, с чем он вылезает, идет против тренда. Устаревшая тема внешней политики, патриотизма, борьбы с западом, Донбасс — вот это все надоело. И надо понимать, что это темы провластные, это темы „Единой России“. Если для кого-то все это важно, — прилепинская риторика — он не будет голосовать за Прилепина. Он за „Единую Россию“ проголосует».

Но «Единая Россия», по данным социологов, переживает крупнейшее падение рейтинга за последние годы. По данным ФОМ и ВЦИОМ процент поддержки партии власти в феврале колеблется у отметки в 30%. Это заставляет Кремль придумывать новые ходы — такие, как слияние левых партий.

Степан Гончаров, социолог «Левада-Центра»: «По нашим данным, это не повлияло на рейтинг „Справедливой России“: там в районе 5% как было, так и остается. Наверное, это позволяет им более уверенно проходить в Государственную думу. Это не должно было помочь им, наверное, сильно прибавить, но, возможно, как-то освежить их позиционирование».

У ВЦИОМА другие данные по «Справедливой России». В преддверии объединения 11% опрошенных были готовы проголосовать за эсеров.

Николай Стариков, писатель, член партии «Справедливая Россия – За правду»: «Люди, которые отвечали на вопрос, относясь в значительной степени положительно к процессу объединения, еще не знали, что в итоге объединения будет создана партия, которая прямо в название вынесет слово социализм, — социалистическая партия. Поэтому в новом опросе, когда будут спрашивать, готовы ли люди поддержать социалистическую партию „Справедливая Россия – За правду“, я думаю, что процент желающих отдать свои голоса увеличится».

Сергей Миронов, лидер партии «Справедливая Россия – За правду»: «Мы та политическая сила, которая будет призывать людей идти голосовать».

Высокая явка вряд ли интересует Кремль, а вот трехдневное голосование явно понравилось власти. По мнению экспертов, оно облегчает мобилизацию лояльных или зависимых от организаторов избирателей. На сегодняшней встрече с политологами Элла Памфилова высказалась за голосование в несколько дней.

Элла Памфилова, глава ЦИК России: «Сейчас стирается грань между многодневным голосованием и досрочными выборами. Фактически у нас же нет этой „досрочки“ сейчас, не будет, когда голосуют месяцами. Это не только Штаты, не только Норвегия. И при этом наблюдателей нет. Нигде такого количества наблюдателей, как в России, нет. Я абсолютно отвергаю все спекуляции на тему, что кого-то куда-то не пускают. Неправда. Мы, наоборот, заинтересованы, чтобы критики со стороны радикальной, какой угодно оппозиции приходили, наблюдали, сами убеждались, как проходят выборы».

Элла Памфилова

Элла Памфилова Фотография: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Никакие выборы, кроме президентских, у россиян уже не вызывают интереса, говорят социологи. А Государственная дума и вовсе орган, который по мнению части опрошенных, мало на что влияет. Разочаровавшись в политике, вместо оппозиционных партий люди все чаще выбирают вообще не идти на выборы. Количество таких респондентов за последние пять лет почти удвоилось.

Данные приводит и «Левада-центр», который признан в России иностранным агентом. В февральском опросе 20% высказались, что не пойдут голосовать. В 2016-м таких было 12%. Новые партийные проекты россиян не привлекают.

Степан Гончаров, социолог «Левада-центра»: «У людей несколько другие критерии выбора политической силы, за которую они хотели бы проголосовать. Это все-таки наличие какого-то опыта решения проблем. Из существующих партий, по мнению россиян, именно „Единая Россия“, наверное, больше всего сделала. Ну, это не удивительно: если больше всего депутатов, то люди слышали, что они что-то делают».

Но в прошлом году на политической арене появились сразу четыре новых партии. «Зеленая альтернатива», «За правду», «Партия прямой демократии» и «Новые люди». Все они зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. И это во время пандемии.

Илья Гращенков, политолог, президент Центра развития региональной политики: «Сейчас идет сгущение. Если раньше было много партий, сейчас пытаются как-то аккумулировать в небольшое количество. Вот, например, помимо „За правду“ и „Патриотов“ в СР должна была войти и „Партия пенсионеров“, и еще одна левая называлась. В принципе, разговоры о том, что должна быть некая коллективная левая партия, они не утихают. И даже сам Миронов говорил, что объединение с КПРФ неизбежно».

«Единая Россия», вероятно, рассчитывает на одномандатные округа. Но здесь появляется действительно серьезный соперник: «Умное голосование» Алексея Навального. «Медуза» пишет, что столичная мэрия предлагала сделать ставку на «творческих людей»: режиссера Алексея Учителя, актеров Дмитрия Певцова и Владимира Машкова. Кремлю такой подбор не понравился. Там хотят сделать ставку на публичных, но более предсказуемых людей. Поэтому москвичи этой осенью могут увидеть в бюллетенях, например, телеведущих Тимофея Баженова и Евгения Попова.