Москвичи ждали отмены пропускного режима как минимум 14 июня. Но мэр столицы Сергей Собянин превзошел все ожидания и внезапно снял ограничения 9 июня, хотя до этого ежедневно в Москве выявляли около двух тысяч новых случаев заражения COVID-19. В тот же день в городе открылись парикмахерские и ветклиники, а рестораны будут готовы принять посетителей уже 16 июня, но пока что только на летних верандах. При этом москвичи все еще должны носить маски и перчатки в общественных местах. Как российская столица возвращается к нормальной жизни и кому это пока не под силу, выяснил корреспондент RTVI Сергей Морозов.

Первые часы после освобождения от карантина. Москвичи теперь могут гулять без пропуска, совершенно свободно. Посмотрим, воспользовались ли они этим правом.

Народ повалил в парикмахерские. А что еще делать? Кроме салонов красоты, почти все закрыто, да и салоны-то открылись далеко не все.

Практически никто не ждал, что мэр так неожиданно объявит 9 июня о снятии карантинных ограничений: Сергей Собянин и сам выглядел встревоженным. Всего за 10 дней до того он говорил, что карантин сохранится до появления вакцины. Многие компании отправили своих сотрудников в отпуск и теперь срочно вызывают их обратно.

Сабина, представитель салона красоты: «Это создало определенное количество проблем, потому что очень много правил от Роспотребнадзора, но у нас ответственные сотрудники, все выполняем».

Индустрия красоты за эти недели переместилась в подполье: тайные визиты на дом, нелегальные салоны красоты — все это теперь в прошлом.

Василий, сотрудник барбершопа: «Людей очень много, все жаждут постричься, запись буквально за день на неделю забита. Все полностью заросшие».

Люди на улицах в состоянии близком к эйфории. Масочно-перчаточный режим не отменен, но соблюдается слабо.

Снят запрет на посещение кладбищ: за прошедшие недели некоторые из них превратились в непроходимые заросли травы, но москвичи туда не спешат. Больше шансов увидеть их на пляже, хотя Минздрав России рекомендовал пока исключить купания, и официально пляжи закрыты. Рестораны и кафе готовятся к открытию, но, наверное, самая драматичная ситуация с кинотеатрами, которые пока неясно, как и когда откроются, и это сильнейший удар по бизнесу.

Александр Кузнецов, директор по операционной деятельности сети кинотеатров «Каро»: «Мы приезжаем сюда на работу: отдел кадров, бухгалтерия, персонал тоже приезжает проверять работоспособность оборудования. В последний раз зрители приходили сюда в конце марта».

Хорошо, если главный кинотеатр Москвы — «Октябрь» на Новом Арбате —разрешат открыть в начале июля. Но вопрос — будет ли со всеми санитарными мероприятиями вообще экономически оправдан кинопрокат?

Александр Кузнецов, директор по операционной деятельности сети кинотеатров «Каро»: «Уборка всей территории кинотеатра, каждые два часа нужно обрабатывать все контактные поверхности, каждые 15 минут обрабатывать терминалы. Когда мы закрывались в марте, было ограничение не больше 50 гостей на сеансе. В этот момент мы несли очень большие убытки, потому что операционные расходы никто не отменял».

кинотеатр октябрь

Фотография: Владимир Гердо / ТАСС

Кинотеатр-призрак, безлюдные коридоры и потрясающий премьерный кинозал, который раньше не пустовал никогда. Сделать пустым огромный кинозал на 1500 мест было очень просто. Власть нажала кнопочку «карантин», и все — никого нет. Потом власть эту кнопку отжала — и ничего. В обратную сторону не работает! Теперь придется очень потрудиться, чтобы зритель снова пришел в этот зал.

Кинопроизводство приостановлено, дистрибуция замерла. Соучредитель компании, которая занимается цифровой доставкой фильмов в кинотеатры, говорит, что два месяца простоя, а убытки ожидаются как за шесть месяцев.

Анатолий Кузьменко, генеральный директор компании «Киноплан»: «Мы в среднем зарабатываем около 50 млрд рублей на всех кинотеатрах. Я думаю, что речь может идти о больше 50% потерь. Когда говорят, что самые пострадавшие — это рестораны, мы плачем, потому что рестораны могут хотя бы на доставку работать, а мы даже подпольно работать не можем, как некоторые барбершопы. С черного хода зрителей не пустишь».

Многие в отчаянии пытались уйти в онлайн — и театры, и кино, и что угодно, но никто, похоже, не хочет там оставаться.

Анатолий Кузьменко, генеральный директор компании «Киноплан»: «Большие релизы не могут окупаться на онлайн-платформах. Блокбастеры, попкорн-муви, большие проекты стоимостью $100-200 млн не могут окупиться в онлайн, поэтому все ждут открытия кинотеатров, потому что это огромный рынок».

Но если москвичам разрешили выходить, а идти особенно некуда, может быть, они выйдут на демонстрацию? Например, против поправок к Конституции. Политик Дмитрий Гудков рассказал RTVI, что идея вывести народ на улицы с этой целью, действительно, сейчас горячо обсуждается оппозицией.

Дмитрий Гудков, политик: «Аргументы такие: раз мы выступали против парада и против голосования во время кризиса, пандемии, то будет неправильно и нелогично призывать людей во время коронавируса куда-то на акции протеста. Мне кажется, что все равно все акции протеста будут осенью. Я готовлюсь к жаркой политической осени, потому что люди еще не до конца осознали экономические последствия пандемии. Бизнес у нас не выживет. Я думаю, что где-то половина предприятий будет вынуждена закрыться, обанкротиться, потому что нет денег ни на арендную плату, ни на оплату налогов и зарплату. Многим людям, по сути, некуда будет вернуться».

В ночь с 11 на 12 июня в Москве открылся первый автокинотеатр под открытым небом — попытка совместить социальную жизнь с социальной изоляцией. Но между машинами тоже должна быть дистанция в полтора метра.

Люди изголодались по общению. Даже те, кто говорит, что отлично провели время в изоляции, все же не прочь прекратить это отличное время.

Денис Косяков, актер, сценарист: «Карантин никак не изменил мою жизнь. Мне очень нравится, очень нравится. Я сижу дома с детьми, я кайфую, пишу сценарии».

Сергей Морозов, RTVI: «То есть можно так и оставить?»

Денис Косяков, актер, сценарист: «Нет, я люблю рестораны, люблю кино».

Все, с кем мы говорили, не хотят думать о второй волне эпидемии, которую власти допускают уже осенью. Вопрос: если цифры заболевания снова поползут вверх, решится ли власть опять объявить карантин?