В России отметили 73 годовщину победы над нацистской Германией. Как за годы сформировалась культура праздника, который теперь многие россияне называют самым главным, разобрался корреспондент RTVI Сергей Морозов.

Лозунг «Спасибо деду за Победу» очень четко описывает суть этого праздника: широко отмечать День Победы в России стали только тогда, когда большинство ветеранов достигло уже дедовского возраста.

Первый парад на 9 мая за все послевоенные годы прошел на Красной площади в 1965 году. Именно Брежнев начал делать День Победы одним из главных праздников страны — при нем сложился ритуал и видеоряд праздника, который в России повторяется и сегодня. Могила Неизвестного Солдата открыта Брежневым 9 мая 1967 года. Огромный комплекс на Мамаевом Кургане с культовой фигурой Родины-матери открылся в том же 1967 году. Награждать целые города званием города-героя придумали при Брежневе в 1965 году (традиция продолжилась при Путине, но уже с другим названием — «городов воинской славы»). Минута молчания с торжественным объявлением по телевидению — так, что вся церемония занимала минут 15 — тоже пришла к нам из 60-х. Весь день с утра до вечера был заполнен праздничными мероприятиями, и все могли в них участвовать, потому что Брежнев снова объявил 9 мая выходным днем.

Пока ветераны были молоды, они не получали и доли таких почестей. После знаменитого парада 24 июня 1945 года, когда Жуков на коне принимал парад и читал речь, когда на брусчатку бросали гитлеровские знамена, а Сталин царил над всем этим, но молчал, все резко переменилось. Жукова сослали командовать округом в Одессу, командующего ВВС репрессировали, несколько адмиралов арестовали. 9 мая — выходной с 1945 года — снова объявили рабочим днем в 1948 году. День Победы оставался праздником, но второго ряда. Вот на день Сталинской Конституции давали погулять, на день смерти Ленина тоже, а на 9 мая — нет.

В конце 40-х у ветеранов отобрали выплаты за боевые ордена и медали, в 1947 сослали из городов бездомных инвалидов войны. Газеты на каждый День Победы выходили с большим портретом Сталина, так что в год его смерти газеты вышли и без портрета, и без заголовков в честь дня Победы. При Хрущеве ситуация с Днем Победы изменилась не сильно, и только в середине 60-х начали возникать ветеранские организации, появилась традиция собираться на 9 мая в московском Парке Горького — искать однополчан, вспоминать минувшие дни. Многих, конечно, уже не было в живых, но все же самым молодым ветеранам Отечественной было тогда всего около 40 лет.

На тех собраниях ветераны, кстати, страшно костерили Брежнева, которому уже тогда официальная пресса начинала приписывать несуществующие военные подвиги. Брежнев все же видел в ветеранах союзников: Запад сотрясала молодежная революция, французские студенты заставили бежать героя войны генерала де Голля, — в России власть рассчитывала, что поколение ветеранов вправит молодежи мозги. В 70-е и 80-е выступление ветерана перед школьниками стало обязательной частью учебного года.

Вероятно, Путин тоже учел связку «ветераны — традиционные ценности». Возрождение грандиозных мероприятий в честь Дня Победы совпало с поворотом России к консерватизму. Последняя волна — с георгиевскими ленточками и акциями Бессмертного полка — пришлась на время, когда самым молодым ветеранам перевалило за 90. Сегодня сотни тысяч человек в разных городах выходят со словами «спасибо деду», не рассчитывая ничего услышать в ответ: в России, по официальным данным, сейчас живет около 80 тысяч ветеранов Отечественной войны. Как они живут — отдельная тема.