В конце рабочей недели, 12 ноября, в Росстате заявили, что во всероссийской переписи приняли участие 99% жителей страны. При том, что до конца основного этапа осталось еще два дня. Окончательных результатов переписи придется ждать около года, но уже сейчас демографы считают, что россиян стало меньше из-за пандемии. Также из-за COVID перепись вообще переносили — она должна была пройти в 2020-м, но в итоге ее проводят, когда страна ставит новый антирекорды смертности. О национальных и статистических проблемах переписи-2021 — в материале корреспондента RTVI Михаила Шептуна.

Юлия Мысина, волонтер: «Я переписываю где-то, в среднем, 50 квартир, наверное. Из них где-то человек 20 открывают».

Волонтер Юлия все равно возвращается в те квартиры, где ей не открыли дверь. Но и удержать внимание тех, кто согласился рассказать о себе, тоже непросто: в переписной анкете больше 30 вопросов. Среди новых, например, — время на дорогу до работы.

Юлия Мысина, волонтер: «Чаще люди не хотят говорить о своём образовании и там, где они работают. Кто-то охотно разговаривает и отвечает на вопросы, кто-то, конечно, уже устает, закрывает».

Третьей всероссийской переписи населения не повезло. Её планировали провести как рекомендует ООН: спустя 10 лет после предыдущей — в 2020-м. Но помешал COVID. После трех переносов перепись пришлась на пик пандемии в России. Эксперты опасались, что сильно возрастет количество тех, кто не захочет общаться с переписчиками.

Павел Смелов, замруководителя Росстата: «Во всех странах и всегда есть такие отказники. У нас в прошлые переписи их насчитывалось 1–5%, в зависимости от субъекта. Мы их учитываем все равно по административным данным. Конечно, мы за них всю анкету не заполняем, не придумываем. Просто считаем, что есть человек, его пол и возраст, если есть об этом информация. Поэтому, на общую оценку численности населения это повлиять не может никак».

В Росстате уверяют, что россиянам нечего опасаться. Слив личных данных невозможен: в базе они обезличены, свое имя можно даже не называть. А передавать информацию в другие ведомства, например в налоговую, не будут.

Михаил, участник переписи населения: «Я немножко скептически отношусь к этим вещам, потому что так много было уже сделано мероприятий по идентификации человека. Вплоть до того, что в принципе у каждого свой номер появился».

Еще одно популярное заблуждение: «власти и так всё о нас уже знают». Но политолог Екатерина Шульман советует не преувеличивать желание и возможности государства получать информацию о жителях страны.

Екатерина Шульман, политолог: «Знать-то оно знает, но точечно. Оно знает то, что его непосредственно интересует — то, с чего можно деньги взять. А вот сколько в вашем поселении нужно школьных мест, его волнует не до такой степени. И это не видно по тем каналам, которые государство непосредственно контролирует. Росфинмониторинг знает свое, миграционная служба — свое. И она знает настолько мало, что мы до сих пор не можем понять, есть отток миграционный из России или нет.

Нам хорошо бы понять, например, как устроено у нас домохозяйство. Люди живут с кем? В каких количествах? Насколько межпоколенческие домохозяйства у нас распространены? Вот наша знаменитая однополая семья: мама, бабушка и ребеночек».

Значение переписи для социологов переоценить трудно. А вот объяснить обывателю — сложно. Один из ведущих российских демографов Сергей Рязанцев считает, что наглядной рекламы переписи могло быть больше, и не только в интернете. А вот еще один перенос оказался бы фатален для статистики.

Сергей Рязанцев, директор Института демографических исследований: «Когда мы смещаем, уходим от десятилетнего цикла, естественно, что уже нарушается математическая зависимость и мы получаем не равные периоды временные для анализа. В этом сложность. Переносили, да, из-за COVID, и смещать дальше, наверное, уже смысла не было, потому что мы сейчас понимаем, что это волнообразная пандемия».

Несмотря на пандемию, от стационарных пунктов переписи не отказались. Их в центрах «Мои документы» открылось 44 тысячи. Впервые в России перепись можно пройти в любое время и вообще ни с кем не контактируя — на портале Госуслуг. Цифровой формат даже продлили. Изначально он должен был завершиться на неделю раньше. К 10 ноября перепись на Госуслугах прошли 24 млн человек — только четверть от зарегистрированных пользователей портала. Зато среди этого числа россиян Владимир Путин. Перепись он прошел публично, но не как 11 лет назад, — дома с женой и лабрадором Кони — а один в рабочем кабинете.

Владимир Путин, президент России: «Обращаясь к гражданам России, хочу сказать, что это не формальное дело».

Екатерина Шульман, политолог: «Электронный способ скомпрометирован сразу целым рядом событий последнего времени: начиная от общего недоверия к электронным инструментам, которые граждане считают методом слежки за собой, и заканчивая громким и долгим скандалом с электронным голосованием».

В поселенияз, где не то, что интернет, дороги-то не везде есть, поедут по снегу. В отдаленных территориях перепись продлится до 20 декабря. В Росстате говорят, что среди малых и коренных народов, а также в национальных республиках заинтересованность в переписи самая высокая.

Павел Смелов, замруководителя Росстата: «Был звонок из нашего территориального органа в Дагестане, что у них собрались приехать выходцы одной деревни — порядка тысячи человек. И все вместе переписаться именно в Дагестане, чтобы их точно учли правильно. Они просто боялись, что на местах будет какое-то искажение».

Абсолютный лидер — Чечня. Там еще на прошлой неделе переписали всех: получилось даже 103% от оценочного числа населения. В соцсетях активисты запускали флешмоб, призывая даже тех, кто имеет далекие корни нацменьшинств, указывать национальность своих предков.

Владимир Зорин, член Общественной палаты России: «Я не исключаю увеличения численности народностей России».

Член Общественной палаты России Владимир Зорин в начале нулевых, будучи министром, курировал национальную политику. Он уверен, что спустя две переписи Росстат пошел навстречу ученым и дал возможность россиянам шире определять свою национальную идентичность.

Владимир Зорин, член Общественной палаты России: «Мы впервые допустили множественный ответ на вопрос о национальности и языке. Даже немножко раздробили ответ. Там есть вопрос „а где используем язык“, „применяем ли в повседневной жизни“. Всё-таки языки коренных малочисленных народов свой ареал использования сокращают, это тенденция. Среди тех, которые находятся в зоне исчезновения, мы насчитываем порядка 40 языков».

В Илишевском районе Башкортостана, по официальным данным, почти 80% населения здесь — башкиры. Всё логично. Но сами жители с такой статистикой не согласны. К новой переписи между общественностью двух регионов снова возник спор. В Татарстане считают, что соседи принуждают местное татарское население записываться башкирами. Башкирские активисты уверяют: это Казань мешает башкирам самоидентифицироваться.

Ильнар Гариффулин, политолог, кандидат исторических наук: «Этим начала пользоваться и сама башкирская нацинтеллигенция. Потому что вопрос о численности этноса в каждом конкретном регионе — это вопрос власти. Одно дело, если 20% — башкиры, то они могут претендовать на N-ю сумму денег на поддержку своей культуры, языка. Следовательно, и на существование нацинтеллигенции. Другое дело если башкир там будет 30-35%. Это уже на большее».

Владимир Зорин, член Общественной палаты России: «Это идёт от общественности, это маргинальная вещь. Я не знаю случаев, чтобы на государственном уровне такое поддерживалось. Условно говоря, какой-то лидер национальной организации выступил и сказал: „Нет, вы ни в коем случае не записывайте национальность Б, а записывайте национальность А“. Но это человек всё равно решать будет сам».

На государственном уровне, кажется, и нет никакого конфликта. Президент Татарстана Минниханов в феврале заявлял, что не хочется ссорится с соседями из-за переписи. Но и записывать население «башкиротатарами» тоже не выход.

Екатерина Шульман, политолог: «Перепись — традиционная штука, никогда она не вызывала больших страстей, но в наше время всё вызывает большие страсти. А почему? Потому что никто никому не доверят: люди — государству, государство — гражданам. Это грустная ситуация, злорадствовать тут некому».

Официально к финишной неделе основного этапа перепись охватила 90% населения. Число жителей страны Росстат объявит уже в январе. А вот сколько в России мужчин, женщин и национальностей, страна узнает в течение года.