США ввели новые антироссийские санкции из-за отравления экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Теперь в Россию перестанут поставлять электронику двойного назначения. Впрочем, в российском Минпромторге отметили, что уже нашли замену продукции США. Тем временем от второго этапа пакета санкций удар по экономике ожидается гораздо сильнее. Чем обернутся новые ограничения, выяснял Артем Филатов.
Госдепартамент ввел новые санкции в ответ на отравление Сергея и Юлии Скрипалей в британском Солсбери. Такое право у администрации США есть по закону о контроле и запрете химического оружия. 22 августа вступил в силу первый раунд ограничений в сфере торговли: теперь в Россию нельзя ввозить продукцию двойного назначения — ту, которая может быть использована и в гражданской, и в оборонной сфере. А также электронику, электронные компоненты и технологии для нефтегазовой отрасли. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что правительство поможет найти им замену.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ: «Нам и раньше самую современную электронику никто не продавал. Полный запрет, конечно, может ударить по некоторым предприятиям, но мы постараемся оказать им максимальную поддержку. Мы готовились к этой ситуации давно. По электронике будем заменять недоступные компоненты собственными, недостающие импортировать из стран Юго-Восточной Азии, эти рынки для нас открыты».
Отраслевые чиновники отвечают на санкции в своем привычном ключе — мол, мир большой, помимо американского рынка есть и другие. Но санкции Госдепа не случайно вводят в два этапа. Первый — это предупреждение, возможность признать ошибки. Однако внешнеполитическая реакция Москвы зависит от настроя Владимира Путина, которое отрицает роль России в отравлении Скрипалей.
Олег Сысуев, бывший вице-премьер России: «Хотелось бы верить, что это не путь Ирана, что, с одной стороны, наши власти будут предпринимать усилия, чтобы наладить сотрудничество не с точки зрения абсолютного отвергания каких-то претензий, но и признания их. И шагов конструктивных, чтобы претензии были смягчены».
Если официальная позиция России не изменится, то США введут второй раунд санкций. Закон позволяет выбрать не менее трех из шести вариантов полноформатных ограничений. От запрета на полеты «Аэрофлота» в США чиновники, судя по всему, отказалась. Однако другие пункты предусматривают сворачивание торговли — запрет на экспорт американских товаров в Россию и запрет российского импорта в США, за исключением продуктов питания. Кроме того, возможно понижение уровня дипломатических отношений — тогда вместо послов в Москве и Вашингтоне будут временные поверенные. Вопрос — как российские власти будут решать экономическую часть проблем.
Олег Сысуев, бывший вице-премьер России: «Я не исключаю варианта, когда наши власти будут решать проблемы заливанием их деньгами. И следует после этого ожидать существенной инфляции. Я не говорю о пути Венесуэлы, но это такой квазипуть, советский, который мы тоже в нашей жизни проходили неоднократно. И мне кажется, что в среднесрочной перспективе это будет катастрофа».
В Государственной думе, впрочем, никакой катастрофы не видят и предлагают два решения — переждать и перетерпеть.
Евгений Марченко, депутат Госдумы РФ: «По моему мнению, американцы ничего особенно не добьются. Тех целей, которые они перед собой ставят. Ну мы-то потерпим-перетерпим. Мы же помним с вами и „холодный занавес“, и период перед Великой Отечественной войной, когда у нас там экономически не было вообще никаких взаимоотношений с Западом».
Впрочем, санкции Госдепартамента — это только половина проблемы. Ведь новый жесткий пакет ограничений готовят американские сенаторы, они предусматривают санкции против российского госдолга и госбанков. Тогда российская экономика перейдет если не на военные рельсы, то точно рискует оказаться на голодном пайке.