Законопроект о полном запрете ЛГБТ-пропаганды готовится ко второму чтению в Госдуме: оно запланировано на 8 ноября, и депутаты намерены внести множество поправок, в том числе — заменить административную ответственность по ряду нарушений на уголовную. RTVI поговорил с теоретиками и практиками российской сцены о сложностях, которые могут появиться в работе отечественного театра в связи с ужесточением законодательства.
Депутаты Госдумы 27 октября в первом чтении приняли поправки к законопроекту о запрете пропаганды «нетрадиционных сексуальных отношений», в том числе в СМИ, интернете, рекламе, литературе и кино, распространив его на все возрастные категории, а не только на несовершеннолетних, как говорится в действующем законе. Определение «пропаганды» внесут в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы избежать неверных трактовок.
В частности будет расширен перечень информации, способной вызвать вызвать у детей и несовершеннолетних желание сменить пол. Фильмам, в которых найдут пропаганду ЛГБТ, не будут выдавать прокатные удостоверения, а прочий аудиовизуальный контент должен будет распространяться путем введения кодов, позволяющих контролировать возраст потребителя.
За нарушение предусмотрены штрафы в диапазоне от 50 до 200 тысяч рублей для граждан России, иностранцев и лиц без гражданства разрешат депортировать за такие нарушения. Изменения внесут в федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О СМИ», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О рекламе» и «О государственной поддержке кинематографии». Ко второму чтению депутат Госдумы Нина Останина намерена внести поправку, предусматривающую уголовную ответственность за некоторые из упомянутых нарушений.
Запретят ли «тетушку Чарли из Бразилии»
На театральных сценах Москвы до недавнего времени шло несколько спектаклей, где так или иначе обыгрывается тема однополых отношений. Это, например, «Все оттенки голубого» Константина Райкина в «Сатириконе», где описывается история непонимания между квир-подростком и его совершенно обычной семьей, и «Идеальный муж» Константина Богомолова в МХТ, где между двумя героями постановки складывается тайная связь.
«Они вполне могут пострадать, — считает театральный критик Кристина Матвиенко. — Причем попасть в поле внимания надзирающих за нашей нравственностью могут, прежде всего, спектакли Богомолова: этот режиссер вообще любит квир-игры в ироническом ключе». У этого режиссера уже есть опыт внесения правок, причем как раз в «Идеального мужа» — месяц назад он рассказал, что уберет из спектакля сцену с крестом и «символами веры», так как она «перестала совпадать с его личным мироощущением».
Этот шаг был адресован «не крикливым и агрессивным активистам, а людям, для которых вера есть личный выбор и личный путь», отметил Богомолов. «Интеллигентным, умным, сложным, часто любящим современный театр и современную культуру, но испытывавшим личную, не афишируемую боль в моменты, когда на сцене крест становился предметом игры», — написал режиссер у себя в соцсетях.
RTVI направил Богомолову запрос о возможных новых правках в спектакле, пресс-служба МХТ отказалась отвечать на запрос редакции. В «Сатириконе» RTVI сообщили, что в репертуаре театра нет пьес, за которые могла бы грозить ответственность в случае принятия нового закона.
По мнению театрального критика, главного редактора «Петербургского театрального журнала» Марины Дмитревской, постановок, у которых возникнут сложности, может быть значительно больше, если трактовать закон как запрет на изображение перемены пола. Она приводит в пример популярную комедийную пьесу «Слишком женатый таксист» Рэя Куни, которая, по словам критика, «кормит любой театр», купивший права на постановку.
Есть и более хрестоматийные образчики комедий с переменой пола, отметила Дмитревская, и они до сих пор популярны у худруков многих театров. Например, знакомая многим пьеса «Тетушка Чарли» Брендона Томаса — комедия с переодеваниями, до сих пор выдерживающая множество постановок. Именно она стала основой для классического фильма «Здравствуйте, я ваша тетя» Виктора Титова с Александром Калягиным в главной роли.
Игры в «переодевание» как повод для доноса
Дмитревская пояснила, что травестирование (то есть переход или перемена возраста и пола на сцене у актера для исполнения роли) и кросс-кастинг (то есть распределение актеров на роли героев противоположного пола) является одним из основных приемов театра с древнейших времен, а также комедии как жанра — причем «как минимум, со времен Шекспира». «Напомним, что в шекспировском театре все женские роли играли мужчины, а у самого Шекспира во многом сюжет строился на переодевании, превращении, перемене, в том числе и пола — так, девушка Виола в „Двенадцатой ночи“ становится пажем, мальчиком. Великая Сара Бернар играла Гамлета — и это была не прихоть старой примадонны, а попытка найти андрогинный, общечеловеческий образ для этого персонажа», — рассказывает театровед.
Критик беспокоится за судьбу многих спектаклей в современном театре, в которых женщинам и мужчинам доверены травести-роли, и отмечает возросшую в последнее время роль доносов «снизу» в судьбе тех или иных репертуарных наименований. «Какой-нибудь консервативный отец придет на „Малыша и Карлсона“ со своим ребенком, увидит женщину в роли Сванте Свантессона, разглядит в травестии и кросс-дрессинге нарушение закона о пропаганде, напишет донос — и чиновники будут работать, — опасается Дмитревская. — Извращенный ум может принять за извращение что угодно». Закон о запрете ЛГБТ-пропаганды может создать почву для преследований творцов и сведения счетов, уверена она: «В результате любого доноса могут полететь [в корзину] любые гастроли, выступления на фестивалях, имена с афиш».
С ней согласна театровед, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. «Кого „закажут“, тот и пострадает. Кто-то позарится на театр — и начнет крутиться дело», — полагает она. Никакой логики в действиях властей на местах, уверена собеседница RTVI, найти будет невозможно, зато появятся поле и почва для произвола.
На подобное отношение может пожаловаться Анастасия Патлай, режиссер постановки «Выйти из шкафа» в Театре.doc, посвященной явлению каминг-аута. «Мы не играем этот спектакль с прошлого года, — рассказала Патлай RTVI. — Все то время, пока мы его играли, существовала постоянная угроза для актеров и творческой группы. В отношении постановки совершались провокации — пытались подсадить несовершеннолетнего в зал, хотя мы проверяли у зрителей паспорта, приходили проверки, исследовавшие, соответствует ли спектакль маркировке 18+». Однажды Патлай даже пришлось давать объяснения в районном ОВД. В последнее время, по ее словам, играть спектакль стало невозможно из-за отъезда за границу нескольких ключевых актеров. Стоит отметить, что и постановка по пьесе «Гей» Сергея Калужанова и Александра Вартанова, также не идет в Театре.doc много лет.
«Российский театр — структура архаичная и гомофобная»
При этом, напоминает Марина Дмитревская, ей не кажется, что современному российскому театру свойственна пропаганда однополых отношений в том или ином виде, какой-то специальный акцент на этой теме. «Я не вижу, чтобы современная драма и современные постановщики хотя бы как-то „воспевали“ однополые отношения», — говорит главред «ПТЖ».
«Российский театр в целом — структура достаточно архаичная и потому достаточно гомофобная, — рассказал RTVI театральный критик, основатель драматургического проекта «Дисциплина» Антон Хитров. — И квир-темой не интересуется прежде всего потому, что не выработал — да и не старался выработать — язык, которым можно говорить о жизни и отношениях квир-людей». На драматургических конкурсах, рассказывает эксперт, квир-пьесы время от времени звучат, однако, замечает Хитров, он не знает ни одной, которая в результате закрепилась бы в репертуаре какого-либо театра.
«Поэтому я не вижу, как театр может пострадать от принятого закона, — пояснил критик RTVI. — И государственный, и частный театр в России давно существуют в рамках самоцензуры. И даже антрепризы, если хотят нормально функционировать, рекламировать себя и зарабатывать деньги, тоже давно избегают квир-темы».
Обвинения в «педалировании» темы ЛГБТ со стороны патриотических медиа и телеграм-каналов много лет звучали в адрес Кирилла Серебренникова и созданного им «Гоголь-центра», прекратившего свое существование в июне нынешнего года. «Это неправда, — комментирует Хитров. — В „Гоголь-центре“ никогда не уделяли особого внимания этой теме. Единственное, что можно вспомнить — спектакль „Пробуждение весны“, который затрагивал ее очень по касательной».
Да и само театральное сообщество — по крайней мере, Союз театральных деятелей — не будет защищать своих, несмотря на то, что СТД из всех творческих союзов остается едва ли не самым действенным и активным, продолжает мысль коллеги Марина Дмитревская. «Посмотрите — только что сняли имена [режиссера и драматурга] с афиш (RTVI писал об этом подробно), разве кто-то заступился? Что-то сказал?», — риторически вопрошает Дмитревская.