До выборов в США еще почти два года, но президентская кампания уже началась. Дональда Трампа все чаще называют «хромой уткой», а ему на пятки наступает целая армия новых претендентов. Потенциальных кандидатов в хозяева Белого дома не меньше дюжины: чьи-то имена знакомы всем, а о ком-то раньше почти никто не слышал. О том, кто будет бороться за главный пост президента страны в 2020 году, — в материале Гарри Княгницкого.
У каждого из них свои счеты с Дональдом Трампом: кого-то не устраивает его внешняя политика и отношения с Путиным, кого-то возмущают проявления расизма и сексизма внутри страны.
Джон Вароли, журналист: «Я думаю, что это будут самые громкие, самые скандальные президентские выборы за всю нашу историю».
Президент, по сути, сформулировал для демократов выборную повестку и проложил довольно понятный путь до праймериз: «критикуй или проиграешь». В самой этой идее ничего нового. Но по-настоящему революционной стала социалистическая риторика — вплоть до идей о бесплатном образовании и налоге для богатых. Это приводит республиканцев в шок: этак завтра придут коммунисты и все отберут.
Борис Пинкус, председатель Республиканской партии по 45 округу: «Они уводят партию в крайне левую сторону. От этого проиграет не только партия, но и вся страна. В этом вся трагедия. Нам не нужны радикалы ни с республиканской стороны, ни с демократической».
У республиканцев, впрочем, не менее радикальный кандидат в лице Трампа. Но менять его сейчас на кого-то другого будет означать проигрыш, — уверен Борис Пинкус. А что касается молодых реформаторов среди демократов, то от них шарахаются даже опытные товарищи по партии.
Стивен Симбровиц, член Ассамблеи штата Нью-Йорк: «Думаю, их желание считать себя истиной в последней инстанции опасно».
Но кто из системных ветеранов сможет побить карту Трампа? Пока в демократической колоде явного козыря нет. Ни один из политических королей Америки о своем выдвижении еще не объявил.
У бывшего вице-президента Джо Байдена достаточно политического веса, но есть проблема с харизмой и свежими идеями. Другой старожил — Берни Сандерс: он достаточно радикален, но теперь уже слишком предсказуем. Особо азартных политических игроков будоражит возможное участие в выборах бывшего мэра Нью-Йорка. Майкл Блумберг против Дональда Трампа, миллиардер против миллиардера — вот это была бы интрига.
Феликс Кижнер, кандидат в депутаты городского округа в Майами: «Он как политик рассчитал свое время, когда в 2008 году сказал: „Я еврей. Трамп не еврей. Я еврей из Нью-Йорка, которого Америка еще не готова принять‟».
Америка отказалась принять и Хиллари Клинтон. А Хиллари точно не забудет и не простит болезненное поражение от Трампа. Есть версия, что бывшая госсекретарь попытает счастье в третий раз.
Свои счеты с президентом есть и у сенатора от Массачусетса Элизабет Уоррен. Она уверена, что оскорбления, которые наговорил Трамп в ее адрес, связаны с ее коренным американским происхождением.
Но особый интерес вызывает вызревшее в рядах демократов молодое и пока еще не очень знакомое племя: конгрессвумен от Гавайев, ветеран второй войны в Ираке Тулси Габбард и постоянно дискутирующая с Трампом борец за женские права, сенатор от штата Нью-Йорк Кирстен Джиллибранд.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Трамп бросает в ее адрес что-то вроде «не та весовая категория». Понятно, что не у всех есть такой опыт на телевидении и в реалити-шоу, как у нынешнего президента. Но соцсетями молодые реформаторы вполне овладели.
Успех в президентской гонке как минимум наполовину зависит от дебатов, когда кандидат на глазах у всей страны разносит своего оппонента. Все-таки американская политика — это телевизионное шоу. В нынешней кампании экранная харизма и телегеничность, конечно, тоже станут решающими факторами. Но когда телевизор есть в каждом мобильном телефоне, на первый план выходят соцсети. Не зря ими так активно опутывают свою аудиторию оппоненты «твиттер-президента», стремясь показать, как страшно близки они к народу.
Главе государства не лень троллить своих демократических оппонентов и делать это часто, тратить на каждого свое президентское время. Часто достается, например, сенатору из Массачусетса Элизабет Уоррен: ее Трамп называет «Покахонтас».
Джон Вароли, журналист: «Реально чуть больше половины страны такие же, как Трамп. Я лично знаю много таких маленьких Трампов в моей жизни, знаю столько много таких людей. Он типичный грубый невоспитанный американец, правда. Это так. Мне самому неловко в этом признаваться, но он такой».
Может поэтому вероятный козырь в колоде демократов — Тулси Габбард: ветеран Ирака со свойственной военным прямотой бросает Трампу обвинение в предательстве за его дружбу с Саудовской Аравией и обзывает президента «саудовской сучкой».
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
О выдвижении в президенты объявил Джулиан Кастро — бывший мэр Сан-Антонио и экс-министр при президенте Обаме. Сам Обама нахваливал Бето О-Рурка: молодой демократ проиграл всего 3% на выборах в Сенат республиканцу в Техасе. Среди возможных кандидатов называют также сенаторов от Огайо и Нью-Джерси — Шеррода Брауна и Кори Букера.
Но симпатии Обамы к О’Рурку и его намеки на необходимость «свежей крови» в Демократической партии сильно повышают шансы молодого техасца. В интернете гуляют вирусные видео с его участием, где он за рулем машины «играет» в группе The Who, катается на роликах по парковке или переходит границу в родном Эль-Пасо и общается с мексиканскими детьми. Образ искреннего парня — то же самое когда-то полюбили в Обаме. А О’Рурк еще и бывший республиканец: возможно, наиболее приемлемый для центристов кандидат.
Крайне дружественно в своих соцсетях настроена и сенатор от Калифорнии Камала Харрис, которая тоже претендует на главное кресло. В твиттере она желает всем хорошего настроения. Список кандидатов на свержение Трампа замыкают сенатор от Миннесоты Эми Клобучар и конгрессмен от Мэриленда Джон Делейни. Но удастся ли хоть кому-то из них побить президентский туз, пока вызывает сомнения. Эксперты предрекают появление джокера, о которым мы, возможно, даже не догадываемся.
Ари Каган, лидер демократов 45-го округа: «Когда Дональд Трамп вступил в гонку, все считали, что это шутка. Мы знаем, чем эта шутка закончилась. Он победил 17 действующих конгрессменов, сенаторов, губернаторов и так далее».
Традиционные технологии больше не эффективны. Революционными решениями и идеями можно заработать много очков на внутрипартийных выборах. Но как потом с таким «социалистическим багажом» бороться с действующим президентом за голоса неопределившихся американцев, остается вопросом.
Ари Каган, лидер демократов 45-го округа: «Реальность такова, что демократам надо понять, что они должны в итоге выставить кандидата, который должен сражаться с Дональдом Трампом. Поэтому если это будет ультралевый кандидат, то его шансы победить, например, в Висконсине или в Пенсильвании будут не очень высокими».
Неясно и то, будут ли в условных социалистов вкладывать деньги партийные спонсоры. Ведь большому бизнесу нужен президент, который знает, как устроен Капитолийский Холм, который будет лоббировать их интересы, — в общем, системный политик. И вот, пожалуй, главная ловушка, которую поставил несистемный Дональд Трамп своим оппонентам: опустив уровень дискуссий примерно до пояса, он вынудил демократов искать ходы позабористей. Так что скучно на этих выборах точно не будет.