Девятилетнему бельгийскому вундеркинду Лорану Симонсу пришлось бросить учебу в нидерландском Техническом университете Эйндховена, где он больше года изучал электротехнику. Причиной стали разногласия между родителями Лорана и администрацией вуза. Первые хотели, чтобы их сын получил степень бакалавра уже в этом месяце, в возрасте девяти лет, а вторые утверждали — это плохо скажется на психическом состоянии ребенка.
Окончание учебы до конца этого года было принципиальным условием со стороны Лидии и Александра Симонсов — они хотели, чтобы Лоран стал самым молодым бакалавром в мире и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Для этого ему надо было выпуститься из университета до своего десятилетия, которое наступит 26 декабря.
Сейчас этот рекорд принадлежит американцу Майклу Кирни — в 1995 году он стал выпускником Университета Южной Алабамы, где получил степень бакалавра в области антропологии. На тот момент Кирни было 10 лет.
Несмотря на желание Симонсов, руководство университета заявило, что Лоран не сможет окончить учебу раньше будущего лета, поскольку ему нужно сдать слишком много экзаменов. Университетская программа по электротехнике рассчитана на три года; для установления рекорда Лоран должен был пройти ее за 10 месяцев.
По мнению представителей университета, чересчур быстрый темп оказывал на ребенка сильное давление, которое неблагоприятно влияло на его психическое развитие и усвоение знаний. Кроме того, в университете не одобряли слишком пристальное внимание СМИ к одаренному студенту и советовали родителям отвести Лорана на психологическую консультацию.
«Если ребенок хорошо играет в футбол, никто не считает внимание СМИ чем-то плохим. У моего сына другой талант. Почему он не должен этим гордиться?» — сказал в ответ на это Алекснадр Симонс. По его словам, еще в восемь лет IQ Лорана равнялся 145.
Отец мальчика также рассказал, что его сыну уже поступило предложение об обучении в докторантуре от одного из университетов США, и он принял это предложение. «Когда одна дверь захлопывается, отворяются другие», — написал Лоран у себя в инстаграме.
Его родители уверяют: все решения мальчик принимает сам. «Если завтра он вдруг решит стать плотником, мы не будем против. Главное, чтобы Лоран был счастлив», — говорит Александр Симонс. Такой подход — единственно верный при общении с одаренными детьми, считает доктор философских наук, семейный терапевт Мэрилин Ведж.
Мнение самого Лорана о всей этой истории неизвестно. Родители тщательно оберегают его от общения с посторонними. Иногда родители начинают манипулировать ребенком в попытке сделать его «идеальным» и удовлетворить собственные амбиции, отмечает Ведж. Она поясняет, что из-за этого ребенок теряет возможность сформировать собственное «я» и завести друзей и затем найти место в обществе.
«Очень опасно, когда ребенка представляют как гения и относятся как к гению, потому что 99% этих гениев долго не выдерживают», — солидарен с терапевтом скрипач и дирижер Джулиан Рахлин.
В России есть тоже примеры, как у одаренных детей в дальнейшем жизнь не складывалась. Например, поэтесса Ника Турбина в девять лет выпустила сборник стихов, который перевели на 12 языков, а в 27 лет покончила с собой. Физик Паша Коноплев уже в 18 лет поступил в аспирантуру московского ВУЗа, а затем попал в психиатрическую больницу, откуда не вышел до конца жизни. У него с детства не складывалось общение с окружающими. «Ребята меня гонят, я не знаю их правил», — говорил он.