Начало 2022 года для Казахстана запомнится массовыми беспорядками, многочисленными жертвами и антитеррористической операцией, из-за которой ввели по всей стране режим чрезвычайного положения, а также прибытием миротворцев из ОДКБ. По всей республике отсутствует интернет, действует комендантский час, нельзя посещать массовые мероприятия, бастовать, продавать оружие, боеприпасы и алкоголь. Казахстанцы с ужасом наблюдают за разрушениями в одном из главных мегаполисов, бывшей столице Алма-Ате. А все началось с мирных протестов против двукратного роста цен на сжиженный газ. Как последние события в Казахстане видятся из его столицы — в материале RTVI.
В первые дни 2022 года жители городов Жанаозен и Актау на западе Казахстана вышли на протесты против двукратного роста цен на сжиженный газ. Люди требовали, чтобы его стоимость снизили до 60 тенге. При этом, стоимость газа в среднем по стране составляла 110 тенге за литр, в Атырауской области — 115 тенге, в Уральске — 120 тенге. По Мангистауской области, где прошли митинги, цены на газ варьировались от 95 до 115 тенге. Тогда после митинга все мирно разошлись.
Ситуацию с протестами сначала прокомментировал глава управления энергетики и ЖКХ Мангистауской области Бердибек Картбаев. По его словам, с 1 января 2022 года 100 процентов сжиженного газа стали реализовывать посредством электронной торговли. Это и стало причиной роста цен.
«На сегодняшний день сжиженный газ на электронных торговых площадках продают по максимальной цене — 85 тенге за литр без учета операционных расходов предпринимателей. В целом, цены будут формироваться самим рынком в соответствии со спросом и предложением», — объяснял 2 января 2022 года Картбаев.
В итоге власти Мангистауской области Казахстана пообещали снизить цену до 50 тенге за литр в рамках социальной ответственности. Казалось бы, стороны договорились решать все возникающие вопросы в русле конструктивного диалога и в рамках действующего законодательства. Об этом сообщила правительственная комиссия Казахстана, которая встретилась с активистами.
Однако протесты распространились и на другие города. В Алма-Ате вечером 4 января и в ночь на 5-е произошли столкновения митингующих с силовиками, полиция применила газ и светошумовые гранаты. Ситуация вышла из-под контроля настолько, что протестующие взяли штурмом местный акимат (мэрию — прим.ред.). Здание не просто разгромили и разграбили, но и сожгли. Сотрудники смогли эвакуироваться из здания, и никто не пострадал.
Затем нападению подверглись еще несколько государственных зданий, в том числе Департамент полиции, КНБ и резиденция президента. После этого президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился с заявлением в связи со сложившейся ситуацией в стране. Он попросил митингующих проявить благоразумие и не поддаваться на провокации изнутри и извне.
«Призывы атаковать служебные помещения гражданских и военных ведомств являются абсолютно незаконными. Это преступление, за которым последует наказание. Власть не падет. Но нам нужен не конфликт, а взаимное доверие. Обращаюсь к молодежи: не портьте свои жизненные пути, не отравляйте жизнь близким. Все законные просьбы и требования с вашей стороны будут внимательно учтены <…> Надеюсь на ваше благоразумие. Сейчас на карте и ваше благополучие, и место нашей страны в современном мире», — заявил Токаев.
Большинство просьб и требований вышедших на протест людей были социального характера — снижение цены на газ, топливо, коммунальные услуги, продукты питания, штрафы. Звучали также требования отправить в отставку правительство и президента, переименовать Нур-Султан обратно в Астану. Среди основных лозунгов митингующих было: «Не расходимся», и, действительно, народ не расходился.
Однако, если в Актау и Жанаозене, где все и началось, митинги проходили спокойно, то в Алма-Ате ситуация складывалась пугающе. Ко всему прочему протестные настроения стали вспыхивать по всему Казахстану. В итоге действия властей не заставили себя долго ждать. Утром 5 января 2022 года Токаев отправил в отставку правительство и заявил, что на кабмине лежит особая вина за возникновение протестной ситуации.
Также 5 января Токаев в новом обращении к народу заявил, что занял пост председателя Совета безопасности страны, который ранее был пожизненно закреплен за первым президентом Нурсултаном Назарбаевым. Токаев также сказал, что останется в столице и вскоре представит новые предложения по политической трансформации Казахстана.
В тот же день президент подписал указы о введении чрезвычайного положения сначала в Мангистауской области и в Алма-Ате, чуть позже в столице Нур-Султане, а далее и во всем Казахстане. ЧП будет действовать до 19 января. Оно предусматривает комендантский час с 23:00 до 7:00, запрет массовых мероприятий и забастовок, запрет продавать оружие, боеприпасы и алкоголь, изъятие у людей оружия и боеприпасов, усиление охраны особо важных объектов.
«В целом с социальной точки зрения требования народа разумны. Тем не менее, эти решения должны быть реализованы в рамках закона. Главное — следует избегать провокаций», — отметил депутат Мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана Ерлан Саиров.
Несмотря на то, что власти начали выполнять часть требований митингующих, а правительство отправили в отставку, в Алма-Ате люди не успокаивались, и их протестные настроения вышли на другой уровень. Кроме того, на улицах появились мародеры, которые стали грабить магазины и торговые центры, и бандиты, которые нападали на полицейских, медиков и гражданских.
Чуть позже появилась информация о захвате аэропорта Алма-Аты, в том числе пяти самолетов, что привело к отмене как внутренних, так и международных рейсов. В городе пострадал целый ряд других инфраструктурных объектов. Токаев объявил нападавших террористами и сказал, что есть информация об их желании подорвать государственный строй в республике. Президент также утверждал, что террористические банды прошли серьезную подготовку за рубежом, поэтому он попросил глав государств, входящих в Договор о коллективной безопасности (ОДКБ), оказать содействие в преодолении этой угрозы.
Совет коллективной безопасности ОДКБ 6 января принял решение отправить в Казахстан коллективные миротворческие силы, всего около 2500 человек. Военные из России, Армении, Таджикистана, Киргизии и Беларуси прибыли в Алма-Ату.
Народ Казахстана разделился на два лагеря. Кто-то поддержал обращение президента за помощью к ОДКБ, однако были и те, кто посчитал, что военнослужащие Казахстана могли бы и своими силами справиться с террористами, и что помощь извне им совсем не нужна. Некоторые предполагали, что после ввода войск ОДКБ иностранные солдаты начнут зачистку вместе с военными Казахстана. Но так как миссия является миротворческой, то контингент ОДКБ не участвуют в боевых действиях и не занимаются уничтожением боевиков.
В день прибытия в Казахстан войск ОДКБ в Алма-Ате началась антитеррористическая операция. Военные освободили аэропорт, Департамент полиции и часть других государственных зданий. Жителям города, чтобы не подвергать свою жизнь опасности, сказали оставаться дома и не выходить на улицу.
Между тем, они столкнулись с другими проблемами. Как признавались алмаатинцы в социальных сетях, поехать закупиться провизией в супермаркетах было невозможно из-за обстановки в городе и «зачистке» от террористов. Придомовые магазины очень быстро опустели. Продукты в них закончились, и алмаатинцы столкнулись с тем, что негде купить еду.
Помимо прочего, в Алма-Ате и по всему Казахстану из-за отключения интернета перестали работать банки. Люди экстренно стали снимать наличные средства. Лишь 7 января на постоянной основе стали работать два банка, что позволило казахстанцам переводить деньги, снимать их беспрепятственно и оплачивать различные расходы.
«Происходящие в стране события не имеют никакого отношения к демократии. Несколько сотен человек, прибывших из других стран, а это граждане с профессиональной армейской подготовкой, воспользовались мирным шествием народа, для достижения своих целей создали беспорядок в стране», — считает политолог Расул Жумалы. По его словам, в первую очередь, разбойники и мародеры хотели захватить арсеналы с оружием.
Политолог, директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев заявил, что митинги давно завершились, а сейчас идут провокационные действия со стороны радикальных элементов, которые прикрываются мирными жителями. «Это беспрецедентный шаг, и впервые будут задействованы войска ОДКБ в такой ситуации. ОДКБ, как международная организация, должна проявить свои роль и предназначение, для которых она создавалась в свое время», — заключил политолог.
Кризисные явления в Казахстане, не в последнюю очередь связаны с общемировыми тенденциями, считает политолог, глава политического клуба «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде. По его словам, сейчас во всем мире наблюдаются процессы, связанные с ростом потребительских цен на целый ряд товаров первой необходимости. Нарушение цепочек поставок, кризисные явления на продовольственном рынке, нестабильность цен на энергетическое сырье вследствие пандемии коронавируса дестабилизируют социально-экономическую ситуацию не только в развивающихся, но и в развитых странах. Ширятся протестные движения, происходят массовые беспорядки.
Велизаде отметил, что отставка правительства, поиск и наказание виновных в создавшейся ситуации, определение эффективных механизмов ценообразования на газ и на другие социально значимые товары помогут стабилизировать ситуацию в Казахстане.
Политический обозреватель AzTV Тофиг Аббасов подчеркнул, что сейчас очень важен доверительный диалог между представителями властей и общества, чтобы обеспечить безопасность людей, оградить от вандализма и разрушений города, действующую инфраструктуру и наконец, продемонстрировать гражданскую солидарность.
Между тем казахстанцы обратили внимание, что Назарбаев в эти сложные дни так и не высказался по поводу происходящего. Протестующие требовали переименовать Нур-Султан обратно в Астану, громили памятники первому президенту.
Сейчас все внимание направлено на действия нынешнего главы государства, который, отправив в отставку правительство, собрал около себя «своих людей». Пока непонятно, какой путь выберет Токаев: будет ли это путь преемственности, о котором он говорил раньше, или он будет строить совсем другую страну. Очевидно, что после всех трагических событий и понесенных потерь Казахстан уже не будет прежним.
Валерия Снегирева, Нур-Султан