6 июня 1944 года фотографу Роберту Капе удалось, по его словам, сделать около сотни кадров высадки союзных войск в Нормандии. Но большинство из них, по общепринятой версии, случайно уничтожили во время проявки. Американский критик и историк Аллен Коулман считает, что в этой истории много нестыковок.

Коулман провел собственное расследование, к которому присоединились фотожурналист Джон Росс Боман, историк фотографии Роб Макэлрой и военный историк-любитель Чарльз Херрик. Вместе они решили опровергнуть миф о Magnificent Eleven («11 великолепных фотографий»).

Как считается, эти снимки Капа сделал на плацдарме «Омаха-Бич», за который с момента высадки союзников шли ожесточенные бои. Туда он отправился в качестве внештатного фотокорреспондента журнала Life. В зоне боевых действий Капа провел полтора часа и снял за это время от 72 до 144 черно-белых кадров на пленку Kodak Super-XX. Затем он вернулся в Англию и передал пленки в редакцию с курьером.

Проявку снимков доверили малоопытному 15-летнему сотруднику, и из-за его ошибки пострадала часть негативов. Он закрыл шкафчики для просушки пленки, и из-за перегрева эмульсия на негативах расплавилась. Спасти 11 снимков удалось фоторедактору Джону Моррису, их и опубликовали в журнале.

Снимки получились немного размытыми, и на них остались видны перфорированные отверстия пленки. Так звучит официальная версия, которая также описана в мемуарах самого Капы «Слегка не в фокусе».

Коулман считает историю Капы «самым сильным и устоявшимся мифом» фотожурналистики. По его словам, любой человек, знакомый с фотографией, должен был раскусить эту «байку».

Фотография: Журнал LIFE, 19 июня 1944 года, фотографии Роберта Капы

Фотография: Журнал LIFE, 19 июня 1944 года, фотографии Роберта Капы

Фотография: Журнал LIFE, 19 июня 1944 года, фотографии Роберта Капы

Фотография: Журнал LIFE, 19 июня 1944 года, фотографии Роберта Капы

Фотография: Журнал LIFE, 19 июня 1944 года, фотографии Роберта Капы

Историк уверен, что нагреватели в деревянных шкафах для просушки пленки не могли настолько сильно нагреть воздух, а эмульсии того времени не поддавались воздействию и более высоких температур. Больше того, двери шкафчиков обычно оставляли закрытыми, чтобы пыль не прилипла к эмульсии на пленке.

Коулман и его товарищи пришли к выводу, что Капа провел на «Омаха-Бич» не больше получаса, чтобы успеть передать пленки для подготовки очередного номера Life. За это время он как раз и успел отснять чуть больше десяти кадров.

Коулман считает, что все пленки были обработаны без ошибок. Ведь все остальные негативы из архива Капы не имеют повреждений. Следовательно, ни один из снимков не был потерян.

По данным Коулмана, подписи к опубликованным фотографиям также некорректны. Их либо наспех придумал Моррис в ночь на 7 июня перед отправкой пленок в редакцию, либо написал человек, слабо представлявший, что происходило на месте съемки. В подписи к одному из снимков говорилось, что на нем солдаты прячутся от вражеского огня за противотанковым ежом. Колуман выяснил, что это были военные инженеры, которые уничтожали немецкие заграждения.

Команда Коулмана также выяснила, что Международный центр фотографии не дает доступ к материалам из архива Капы, если запросы не соответствуют требованиям брата фотографа Корнеллы Капы и биографа Ричарда Уилана. Например, британскому военному историку Алексу Кершоу не удалось получить разрешение на использование фотографий Капы в биографии, опубликованной в 2002 году.

Как пишет Коулман, Уилан также признался, что солгал о смещении эмульсии на негативах Капы. Изображение на снимках заходит за отверстия пленки не в результате повреждений, а из-за несоответствия 35-миллиметровых пленок Kodak фотоаппарату Contax II.

В 2014 году фоторедактор Моррис также признался, что сам он никогда не видел поврежденных негативов. Это он подтвердил перед своей смертью в 2016 году.

Больше 70 лет фотографии Капы считались образцом военной фотожурналистики. Режиссер Стивен Спилберг рассказывал, что именно снимки с «Омаха-Бич» вдохновили его на съемки фильма о Нормандской операции «Спасти рядового Райана».

С высадки в Нормандии, который в России известен как открытие «второго фронта», США, Великобритания и Канада начали освобождение оккупированной нацистами Франции. В ходе крупнейшей в истории десантной операции 156 000 солдат высадились на пять участков побережья протяженностью около 80 километров. К концу первого дня им удалось продвинуться вглубь на расстояние от 3 до 5 км.