С начала боевых действий на Украине Киев просил у западных союзников поставок все большего количества современных вооружений. Сначала государства-участники НАТО опасались передавать вооружения из-за возможной реакции Москвы, однако в конце концов направили Украине танки и БМП. Теперь в Киеве призывают Запад обеспечить ВСУ современными истребителями. RTVI рассказывает о том, какие самолеты уже были обещаны Киеву и какое место авиация занимает в украинском конфликте.

Какие истребители есть у Украины и что она просит у Запада

У Украины уже есть пять бригад истребителей, в том числе благодаря передаче самолетов другими странами, заявлял советник командования воздушных сил ВСУ Юрий Игнат . «Это исторический шаг — передача Украине таких видов вооружения. Мы имеем три бригады таких самолетов сегодня. Имеем пять бригад истребителей, две [бригады] Су-27 и три бригады МиГ-29. Это старые советские истребители 4-го поколения, которые морально и физически устарели», — сообщил Игнат. Согласно отчету World Air Forces 2022, до начала боевых действий на Украине у ВВС ВСУ на вооружении стояло 98 боевых самолетов.

В интервью украинским СМИ Игнат заявлял, что Украина нуждается в дополнительных 4-5 бригадах, что составляет примерно 200 самолетов. Он также признал, что по численности российская авиация в несколько раз превосходит украинскую.

«Бригада» — это термин, используемый для обозначения формирований в вооруженных силах. В 1920-1970-е годы бригады существовали в структурах военно-воздушных сил, но сейчас такая формулировка в ВВС не используется. Из-за этого сложно определить, что украинская сторона подразумевает под пятью бригадами. В ВВС обычно есть звенья (3-4 самолета), из которых формируются эскадрильи (около 20 самолетов), а затем крылья (60-70 самолетов). В сухопутных войсках бригады существуют и обозначают наименьшее из соединений, что можно приравнять к «крылу» в ВВС. Получается, Киев заявляет о наличии порядка 300-350 самолетов. Это неправдоподобно высокий показатель, учитывая уничтожение большинства авиации Украины в течение 2022 года и скромный размер поставок от стран НАТО.

На просьбу Украины об усилении воздушных сил уже откликнулись страны Восточной и Центральной Европы, имеющие самолеты советского производства — в частности, Польша и Словакия. 5 апреля президент Польши Анджей Дуда сообщил о планах передать Киеву 14 многоцелевых истребителей МиГ-29, четыре из которых уже были официально направлены Украине. Переданные истребители находятся в полной боевой готовности, а остальные будут поступать по мере завершения работ по ремонту и обслуживания, заявил Дуда.

В конце марта премьер-министр страны Эдуард Хегер сказал, что Словакия намерена отдать Киеву 13 МиГ-29, выведенных из состава национальных ВВС в августе 2022 года. И Польша, и Словакия ожидают восполнение «потерь» — Варшава планирует заменить переданные Украине МиГи на американские многофункциональные истребители-бомбардировщики F-35 и южнокорейские легкие боевые самолеты FA-50, а Братислава ожидает поставки военной техники от Вашингтона на $700 млн и дополнительную компенсацию из фонда ЕС объемом $200 млн.

Болгария ведет переговоры о передаче Украине своих МиГ-29, но готова сделать это только после получения более современных самолетов, передает испанское агентство EFE со ссылкой на болгарское оборонное ведомство.

Сейчас у Болгарии 16 истребителей МиГ-29, но только шесть из них в рабочем состоянии, пишет агентство EFE. Согласно докладу The Military Balance, по состоянию на 2018 год на вооружении Польши было 26 МиГ-29А и 6 МиГ-29УБ, а у Словакии — 10 МиГ-29А и 6 МиГ-29УБ.

Несмотря на ожидаемые пополнения парка авиации Украины, Киев требует от Запада более современных самолетов, чем МиГ-29. Министр обороны Украины Алексей Резников в интервью эстонской телерадиокомпании ERB заявил, что для украинских войск нужны современные истребители наподобие Falcon или Gripen, объяснив эту необходимость невысокой дальностью видимости радиолокационных систем (РЛС) МиГ-29. «У МиГ-29 дальность видимости со своими радио-локационными системами — всего 60 километров, дальность стрельбы — всего 30 километров. Например, современные российские самолеты, такие истребители, как Су-35, имеют дальность радиолокационного обзора более 200 километров и дальность стрельбы более 100 километров», — заявил Резников. По его словам, более высокая дальность работы РЛС позволит интегрировать новые самолеты в систему противовоздушной обороны Украины. Президент Украины Владимир Зеленский призывал Великобританию передать «мощные английские самолеты», имея в виду истребители Typhoon.

Что говорят в НАТО

На прошедшей в марте 2023 года десятой встрече контактной группы по оказанию военной помощи Украине министр обороны США Ллойд Остин сообщил, что США пока не будут поставлять Украине истребители F-16. По мнению Вашингтона, любые поставки западных современных самолетов неактуальны на нынешней стадии конфликта и обернутся его дальнейшей эскалацией.

Схожей с США позиции придерживаются Великобритания и Германия. 24 февраля министр обороны Бен Уоллес заявил, что стоящие на вооружении британских ВВС истребители Typhoon слишком сложны в эксплуатации. Вместо этого Лондон предложил обеспечить воздушное прикрытие восточноевропейским странам НАТО, если они будут поставлять Украине свои самолеты советского производства. В январе 2023 года возможность поставок боевых самолетов на Украину исключил канцлер ФРГ Олаф Шольц, сославшись на необходимость предотвращения дальнейшей эскалации.

Впрочем, среди стран НАТО пока не сложилось абсолютного единства по вопросу пользы поставок западных истребителей для Украины. Например, возможность передачи самолетов рассматривают власти Финляндии и Нидерландов. 19 января глава МИД Нидерландов Вопке Хукстра анонсировал трансфер Украине американских F-16, однако позднее министр обороны страны Кайса Оллонгрен уточнила, что сначала это необходимо обсудить с США и другими союзниками по НАТО. В марте 2023 года на тот момент премьер-министр Финляндии Санна Марин допустила передачу Украине палубных истребителей-бомбардировщиков McDonnell Douglas F/A-18 Hornet. 11 апреля к дискуссии подключилась и Дания — министр обороны страны Троелс Лунд Поульсен допустил, что Запад может принять коллективное решение до конца лета 2023 года, сообщило издание Le Figaro. В любом случае, ни одна страна не вправе передавать Украине истребители без санкции Вашингтона из-за особенностей американского законодательства в сфере контроля реэкспорта американских военных технологий.

Швеция, в которой производятся истребители Gripen, также не готова передать Украине истребители, по крайней мере на данный момент. «Когда речь идет о Gripen, сейчас мы стоим перед ограничениями в связи с тем, что эти самолеты очень важны для поддержания нашей территориальной целостности и суверенитета», — заявил министр обороны скандинавской страны Пол Йонсон.

Хотя вопрос с поставками западных самолетов еще не разрешен, на Украине предложили заблаговременно начать обучение пилотов. «Мы сохраняем оптимизм [по поводу поставок Украине истребителей] и пытаемся говорить с нашими партнерами о том, что обучение пилотов должно начаться сейчас, потому что это требует времени. Точно так же время было потрачено на артиллерийские системы и реактивные системы залпового огня, танки и системы ПВО типа NASAMS, Patriot и другие», — сказал глава минобороны Украины Алексей Резников.

Обучать украинских пилотов согласилась Великобритания. В начале февраля 2023 года от Лондона поступило предложение обучить украинских пилотов управлять натовскими истребителями Eurofighter Typhoon и F-35 на территории Соединенного Королевства. Тренировки будут проводиться, чтобы «в будущем пилоты могли летать на современных истребителях стандарта НАТО». Обучение украинцев проводится для повышения их навыков для пользования техникой стандартов НАТО в будущем, уже после окончания конфликта с Россией, считают в Лондоне.

Схожие тренировки проводятся и на территории США. Согласно источникам CNN, в американском штате Аризона проходят обучение два украинских пилота. Их не допускают до западных истребителей, тренировки проходят только с использованием авиасимуляторов.

Почему Запад не торопится передавать Украине истребители

F-16
Airman 1st Class Christopher Maldonado / U.S. Air Force

Судя по заявлениям западных политиков и аргументации натовских военных, страны альянса пока не спешат направлять Киеву помощь в виде собственной современной авиации. Эту позицию объясняют тремя причинами:

1. Сложность в эксплуатации

Для эксплуатации любой техники нужны специалисты и мощная материально-техническая база, которая предполагает регулярные поставки запасных частей для поддержания боеспособности техники и обеспечения самолетов боеприпасами. Помимо прочего, западным истребителям требуются длинные взлетно-посадочные полосы с качественным покрытием.

На украинских аэропортах есть инфраструктура и персонал для обслуживания советской авиационной техники, но этого может оказаться недостаточным для эксплуатации западной авиации, отметил в беседе с RTVI научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ермаков. «Авиабазы нуждаются в западном оборудовании, разработанном специально для обслуживания западной техники, а также в обученных работе с натовской авиацией специалистах», — отметил эксперт, добавив, что переобучение технического персонала займет месяцы.

Переданные Польшей и Словакией советские истребители, скорее всего, смогут базироваться в основном на аэродромах в западной части Украины и частично в центральной части страны, считает Ермаков. Авиацию украинская сторона может сохранять за счет использования построенных еще при СССР укрытий и за счет мероприятий по маскировке и постоянного передвижения техники с одной авиабазы на другую, сказал аналитик.

Американские истребители F-15 и F-16 требуют длинных взлетно-посадочных полос высокого качества, которых у Украины нет, отмечает издание Politico. Потенциальное ведение строительных работ таких объектов привело бы к обнаружению и нанесению ударов со стороны российских вооруженных сил, считают опрошенные Politico эксперты. Другие боевые самолеты — например, французские Rafales — могут потребовать значительного числа западных гражданских лиц на земле для ремонта самолетов и подготовки их к полетам, отмечает издание.

2. Опасность эскалации

В теории западная авиация могла бы осуществлять полеты при использовании инфраструктуры, расположенной на территории пограничных с Украиной стран НАТО. Однако в таком случае аэродромы НАТО будут считаться легитимными целями для ударов российских вооруженных сил, отмечал в интервью RTVI научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.

Поставки авиации с использованием существующих аэродромов также будет означать дальнейшую эскалацию конфликта. Теоретические использование западной авиатехники украинской стороной делает прямое вовлечение США и НАТО в конфликт на еще один шаг ближе, считает Александр Ермаков. При этом поддерживающие Украину страны стараются всеми силами избежать прямого участия в конфликте, отметил эксперт.

3. Из-за развитого ПВО использование авиации остается ограниченным

Преимущество использования авиации было продемонстрировано в ходе двух военных кампаний, в которых участвовали американские ВВС — это война в Персидском заливе (1990-1991) и вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. В ходе операции «Буря в пустыне» в 1990-м году американской авиацией было осуществлено 4700 боевых вылетов, удары наносились по войскам, коммуникациям, пусковым установкам ракет, складам и военно-промышленным объектам. 24 марта 1999 года НАТО провели операцию «Союзная сила» по бомбардировке Югославии.

Впрочем, обе операции проводились при значительном превосходстве авиации НАТО в воздухе и при отсутствии у Ирака и Югославии развитых систем ПВО, которые могли бы оказать сопротивление авиатехнике. Это сильно отличается от боевых действий на Украине, когда обе стороны — Россия за счет собственных сил, а Киев благодаря военным поставкам западных ПЗРК и систем ПВО — выстроили эшелонированную систему ПВО, позволяющую сбивать самолеты и на низкой, и на большой высоте.

«В силу наличия у обеих сторон развитой ПВО, а также из-за их нежелания нести крупные потери, роль авиации в украинском конфликте меньше, чем в локальных войнах, которые велись США», — сказал в беседе с RTVI научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ермаков. Сложившаяся ситуация с ограничением применимости авиации и повышением значимости ПВО вызывает интерес на Западе — эффективность использования интегрированной ПВО в ходе конфликта стимулирует в США дискуссию о необходимости создания собственных наработок, отметил он. Несмотря на тенденцию развития ПВО, большинство в США продолжает считать, что это не станет помехой для них, сказал Ермаков. «В целом они считают, что их авиация в случае чего справится. Мощное ПВО воспринимается как еще один повод не расслабляться и продолжать развивать тактическую авиацию, которая является одной из «опор» американских вооруженных сил», — считает эксперт.