На Берлинале представили фильм «Мистер Джонс» польского режиссера Агнешки Холланд. Через фигуру главного героя — амбициозного британского журналиста Гарета Джонса — картина рассказывает о Голодоморе в сталинском СССР. Джонс прославился своими нашумевшими репортажами и интервью с Гитлером, а 1933 году во время поездки в Советский Союз ему обманом удалось прорваться в погибающие украинские села. Шеф европейского бюро RTVI Константин Гольденцвайг побывал на премьере фильма «Мистер Джонс» и пообщался с его создателями.
Украинского языка сценарист Андреа Халупа почти не знает. Но на новой родине в США она сохранила самое дорогое: мемуары деда родом с Донбасса. В детстве от него она впервые услышала слово «голодомор». Годы спустя уже от нее, американской журналистки, защищающей идеалы Майдана, о Голодоморе узнала съемочная группа фильма «Мистер Джонс».
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Сцены советской действительности, в том числе и московские, режиссер Агнешка Холланд воссоздавала на своей родине в Польше и в Украине. Оттуда — часть бюджета и продюсирование. За разрешением на съемки в Москву не обращались. И тем более затрудняются оценить шансы проката такого фильма в России сегодня.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Для официальной России, где называют Голодомор в Украине «надуманной проблемой», это вдвойне неудобный киносюжет. 1933 год: независимый журналист Гарет Джонс, взяв интервью у Гитлера, собирается в СССР в надежде на аудиенцию с советским вождем. Он хочет знать, какой ценой страна Советов кует победы в пятилетках и создает свою промышленность.
Столь же смелого и упорного коллеги по имени Пол Клеб, по сценарию убитого в Москве в 30-х, у подлинного Джонса не было — но это ли не намек на Пола Хлебникова? Эти намеки и вопросы, отсылающие зрителя из советских реалий в сегодняшние, расставлены по всему фильму. Одна из его ключевых тем — роль пропаганды, молчания и лжи для сохранении власти тогда и сейчас. Или fake news, как говорит на пресс-конференции Агнешка Холланд.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
И драматический, и реальный Гарет Джонс доберется из Лондона не до товарища Сталина, а до окрестностей Сталино — сегодняшнего Донецка. А там — распухшая от голода страна.
В отличие от иных западных корреспондентов, пошедших в Москве 30-х годов на сделку с Кремлем и с совестью, Гарет Джонс поплатится за свою же принципиальность. Вначале карьерой, затем, вероятно, и жизнью: В 35-м при загадочных обстоятельствах он погибнет в Монголии. Но именно от Гаррета, имя которого теперь почти забыто, мир впервые узнал о масштабах голода в СССР.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Задолго до героев этой красной дорожки о голоде в СССР благодаря Гарету Джонсу узнал и будущий классик мировой литературы Джордж Оруэлл. Именно эти свидетельства вдохновят Оруэлла на написание антисоветской сатиры «Скотный двор». Ее автор — один из героев фильма. Легендарную повесть, в которой первыми узнавали себя бежавшие из СССР украинцы, на пресс-конференции в Берлине дарят актерам.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
На красной дорожке не только на пиджаке Джеймса Нортона заметен значок с узнаваемым профилем. На фотографии — их коллега, сидящий в российский тюрьме режиссер Олег Сенцов. Акция в его поддержку предваряет премьеру картины на Берлинале. О важности правды — без лишних слов.