Европейский парламент проголосовал за запрет одноразовых изделий из пластика — посуды, соломинок для питья, тонких пластиковых пакетов и даже ватных палочек. Решение вступит в силу с 2021 года. Как отметил один из депутатов, «если ничего не предпринять, к 2050 году в океане будет больше пластика, чем рыбы». О том, возможна ли жизнь без пластмассы, — в материале Константина Гольденцвайга.

Это были на редкость спокойные дебаты: подавляющее большинство депутатов Европарламента выступило за запрет одноразовой посуды. Как и их избиратели — по опросам, у почти 90 процентов европейцев загрязнение планеты пластиком вызывает тревогу.

Франс Тиммерманс, заместитель председателя Европейской комиссии (май 2018 года): «Мы нацеливаемся против десяти самых распространенных изделий из пластмассы, которые существенно увеличивают общий объем мусора и плохо подвергаются переработке. Вы больше не увидите, к примеру, на полках магазинов привычных ватных палочек. Им на замену придет товар, произведенный из экологичных материалов. То же касается соломинок для питья, пластиковых стаканчиков, креплений из пластмассы для воздушных шаров, столовых приборов и тарелок».

По совпадению, в то время, как депутаты изучали инициативу Еврокомиссии, в тысячах километрах от них, на побережье Гаити, с приливом как раз вынесло очередной «урожай» — часть от семи миллионов кубометров пластика, ежегодно попадающего в водоемы планеты.

Запрет, одобренный Европарламентом, проблему снимет не полностью и нескоро. В силу он вступит лишь после затяжных переговоров Брюсселя с министрами защиты окружающей среды каждой из стран Евросоюза. Во многих из них решение критикуют за чрезмерную жесткость лоббисты от упаковочной индустрии — без пластиковой упаковки, мол, все равно никуда. Критикуют и экологи — за излишнюю мягкость. В Greenpeace опасаются: обойти запрет производители стаканчиков смогут, просто заменив этикетку «одноразовый» на «многоразовый».

Юлия Шлетцер, научный куратор выставки Ocean Plastic Lab: «Даже когда пластиковую посуду запретят, моря спасены не будут. Это лишь первый шаг, а совершить их нужно еще очень много. Запреты, думаю, вообще, не самая действенная мера. Хотя в данном случае они подталкивают общество к тому, чтобы люди задумались, как они сами могут повлиять на решение проблемы».

181021_ZBER_PHT009-1.jpg

Фотография:
Virginia Chiodi Latini / BMBF

Плавучая выставка об опасности пластика в центре Берлина прежде уже швартовалась в Париже, Брюсселе, Вашингтоне и Оттаве. Экспонаты пугают: упаковка с буквами из самых разных стран — Норвегия, Британия, Россия — все это доплывает теперь и до Арктики. К этой среде приходится привыкать и животным. Люди, по словам кураторов экспозиции, на подобный ликбез реагируют по обе стороны Атлантики по-разному. В Америке еще спорят и активнее используют пластик, в Европе же от него пытаются отказаться. Но пока с переменным успехом.

Житель Берлина (опрос): «Возьмем мобильный телефон. Он из пластмассы. Телевизоры. Из пластмассы. Радиоприемник, плеер, все это — пластик!»

Жительница Берлина (опрос): «Слишком комфортная у нас стала жизнь. Я вот по радио утром слышала, что больше всего частиц пластмассы оставляют трущиеся об асфальт автомобильные шины. И, конечно, мы сюда на машине не приехали — не на метро же! Так удобней. И не запрещать же автомобили?»

Не только в водах берлинской реки Шпрее, но и на любом курорте: от Таиланда до Гаваев — пляжи покрыты мусором. И это лишь зримая часть катастрофы — по данным ученых, частицы микропластика находятся уже в каждой третьей рыбе, попадающей к нам на стол. А значит, пластмасса и в нас самих.

Команда австрийских ученых как раз на днях представила результаты исследования, при котором фрагменты пластика в организм подопытных участников попадали даже через обертку продуктов. Пластик находят и в бутылках с минеральной водой. Словом, работы у Европарламента — непочатый край.

Пока, сверх принятых законов, чиновники сошлись на сокращении производства пластиковой упаковки. На той, что будет выпускаться, впредь предлагается, как на сигаретах, наглядно показывать ущерб для окружающей среды. Но главное зло — выпуск пакетов — под европейский запрет пока не подпадает. Речь лишь о мерах, стимулирующих снижение их производства, но только к 2025-му году.