Россия сохранила значительную зависимость от импортных поставок в сфере агропромышленного комплекса. Несмотря на то, что Россия занимает второе место по площадям, засеянным пшеницей, посадочный материал все еще закупается из-за границы. Похожая ситуация наблюдается в животноводстве. Эксперты, опрошенные RTVI, не верят в возможность введения западных санкций в области сельского хозяйства, однако считают, что в качестве подушки безопасности необходимо развивать потребительские кооперативы.
«Без импортных сеялок можно прожить»
Россия сохраняет зависимость в растениеводстве от импортных семян сахарной свеклы, овощных культур, гибридов кукурузы, в животноводстве — от генетического материала птицы и крупного рогатого скота, рассказал RTVI бывший замминистра экономики России, экономист-агроном Иван Стариков.
В меньшей степени отечественные аграрии зависят от импорта семян зерновых культур, но и те закупаются из-за границы — свой посадочный материал есть, но ниже качеством, менее урожайный.
«Когда в 2018 году был принят нацпроект „Наука“, я говорил, что нам не надо гнаться за производством айфонов и прочего. Если бы львиную долю выделенных средств направили на сельскохозяйственную науку, то сейчас у нас была бы надежная подушка безопасности. Теперь остается уповать на гуманитарный настрой наших партнеров, которые по этим направлениям санкции вводить не будут», — говорит Стариков.
Также зависимость России от западных партнеров касается сельскохозяйственной техники, рассказали RTVI в Российском зерновом союзе. Речь идет о комплектующих для тракторов, опрыскивателях и посевных аппаратах. «Без импортных сеялок можно прожить, но это приведет к снижению урожайности и большему расходу ресурсов», — отметил президент РЗС Аркадий Злочевский.
Проблема технологической зависимости возникла, в том числе, из-за серьезного перекоса в сторону крупных аграрных холдингов, считает Стариков. В результате этого в России практически отсутствуют мелкие производители, которые стимулировали бы развитие собственных технологий.
Агрохолдинги, в свою очередь, взяли готовые решения «под ключ», пользуясь интеллектуальным трудом, сырьем и материалами транснациональных компаний, говорит Стариков. «Современные аграрные технологии представляют длинные международные цепочки распределенной добавленной стоимости. Российские игроки в сельскохозяйственном секторе представляют лишь последние из звеньев этой цепочки. Это удобно — управлять десятком крупных холдингов, чем тысячами мелких хозяйств, но до тех пор, пока мы не залезаем в политические или военные конфликты», — пояснил эксперт.
«Семена еще есть на рынке, но их не на что купить»
Несмотря на серьезную зависимость отечественного сельского хозяйства от импорта, опрошенные RTVI эксперты уверены, что Евросоюз и США не станут вводить санкции, касающиеся продовольствия. В начале военной операции на Украине американский Минфин также исключил из списка возможных ограничений поставки сельхозтоваров, медицинских препаратов и продовольствия.
«Если сейчас кто-то введет санкции против российского агропродовольственного экспорта России, то цена на пшеницу будет под $500, это исторический рекорд, такого никогда не было. Это приведет к колоссальным проблемам в развивающихся странах. Если кто-то будет вводить подобные санкции, то все закончится продовольственным кризисом во всем мире», — считает вице-президент РЗС Александр Корбут.
Одной из основных проблем, по его словам, является проблема логистики, тянущаяся еще со времен эпидемии коронавируса, в частности, нехватка морских контейнеров. К ним добавилось закрытие европейских границ: из-за этого возникают проблемы с поставками запчастей и средств защиты растений.
Другой проблемой может стать провал предстоящей в марте посевной кампании, говорит президент РЗС Аркадий Злочевский: у аграриев физически нет денег для закупки семян. Массовый сев, при этом, должен начаться уже в середине марта.
По словам Злочевского, выделенных правительством 25 млрд рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев недостаточно — 20 млрд из них были согласованы из расчетов, проводившихся до начала военной операции на Украине.
«Семена еще есть на рынке, но их не на что купить. 5 миллиардов тоже не решают проблему, это только на субсидии по 5% кредитам. Но 20 миллиардов выделялись до того, как ключевую ставку подняли до 20%. Если раньше банку надо было компенсировать 6-7%, то теперь как минимум 17%», — поясняет Злочевский. Таким образом, считает он, правительству необходимо в кратчайшие сроки принять решения по финансированию посевной кампании.
Возродить потребкооперацию
10 марта в Минэкономразвития сообщили, что правительство ограничило экспорт зерна и сахара в страны ЕАЭС. Ограничения, по данным ведомства, коснутся пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Экспорт зерна за пределы ЕАЭС с 15 февраля по 30 июня 2022 года ограничен квотой в 11 млн тонн, включая 8 млн тонн пшеницы.
Оставшееся в стране зерно, по словам Старикова, можно направить на внутренний рынок. Так, зерновая группа в производстве мяса птицы составляет около 70%, чуть меньше в производстве свинины. Переориентирование экспортной продукции на внутренний рынок, однако, приведет к потере экспортного потенциала России, растущем, в первую очередь, из стран Персидского залива, обращает внимание Стариков.
По его словам, для создания сельскохозяйственной подушки безопасности в стране необходимо возвращать институт потребительских кооперативов.
«У нас в стране 12 миллионов личных подсобных хозяйств и 35 миллионов садоводов. Поэтому сейчас мелкие производители могут нас реально спасти от голода. Поэтому вопрос возрождения сельскохозяйственных кооперативов, принятия поправок в закон о торговле, который бы обязал торговые сети резервировать площади для мелких производителей — вот что сейчас важно», — считает Стариков.
Таким образом, по словам эксперта, на фоне вымывания с рынков части импортной продукции, ее удастся заменить отечественными овощами и мясом, а повышение спроса на рабочую силу в сельском хозяйстве поможет решить вопрос трудовой занятости.
Одним из первых шагов, по словам Старикова, должно стать наладка производства крупными агрохолдингами молодняка свиней, цыплят и другой птицы для мелких предпринимателей. «Крупные холдинги могут попасть под санкции, в отличие от мелких крестьян. Но они способны в течение нескольких месяцев пополнить вымытые девальвацией доллара и санкциями базовые продукты», — резюмирует Стариков.
Дмитрий Никитин