Российские аграрии начали получать отсрочки от мобилизации для своих сотрудников. Послабления были предоставлены после того, как о них массово стали просить участники отрасли. Компании, которым и так уже давно не хватает кадров, предупреждали, что работать совсем станет некому. Но, как выяснил RTVI, бронь работает не всегда — на многих предприятиях сотрудников продолжают мобилизовывать. Это может привести к падению производства на 20-30% предупреждают игроки рынка, хотя Минсельхоз с такой оценкой не согласен.
Зачем сельхозпредприятия просят бронь
Сразу после начала мобилизации многие сельхозпредприятия столкнулись с тем, что их сотрудников забирали в призывные пункты прямо с полей, рассказал RTVI заместитель гендиректора Союза «Садоводы Кубани» Максим Кануников (по собственным данным, в объединение входят около 100 хозяйств). После этого организация обратилась к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, первому заместителю комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергею Митину, а также к главе администрации Краснодарского края Вениамину Кондратьеву с просьбой оказать содействие в предоставлении отсрочки сотрудникам садоводческих предприятий. Копии этих обращений есть у RTVI. В них указывается, что плодовая продукция является частью Доктрины продовольственной безопасности страны. Мобилизация сотрудников, занятых в уборочных кампаниях, приведет к невыполнению показателей этого документа, говорится в обращениях.
Помимо «Садоводов Кубани», «оказать содействие» в предоставлении отсрочки сельхозработникам от мобилизации Дмитрия Патрушева просили Ассоциация питомниководов и садоводов Ставропольского края, Российский союз мукомольных и крупяных предприятий и другие. В частности, в письме Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края отмечалось, что мобилизация сотрудников отрасли может привести к срыву уборочной кампании и нарушению технологического цикла производства. «Современное садоводство — непрерывный цикл, начиная от выращивания саженцев до переработки продукции, и нехватка специалистов грозит сбоями в поставках на всех этапах», — говорилось в обращении. Российский союз мукомольных и крупяных предприятий предупреждал о том, что под призыв может попасть значительное количество персонала компаний, в некоторых случаях — до 40%. Их выбытие может привести к остановке предприятий и невозможности выработки муки и крупы в необходимых количествах с требуемым качеством, говорилось в соответствующих обращениях.
Опасаются мобилизации и производители картофеля. На многих предприятиях под призыв попадают уникальные молодые специалисты на руководящих должностях, а также научные сотрудники, занимающиеся селекцией — созданием новых сортов, рассказал RTVI исполнительный директор «Картофельного союза» Алексей Красильников. Найти всем им замену будет непросто, отметил он. Кроме того, в ряде компаний мобилизации подлежат сотрудники, занимающиеся непосредственно сбором урожая, например, комбайнеры, что может негативно сказаться на уборочных кампаниях, продолжает Красильников. «Нельзя доводить до того, чтобы за сельхозтехнику, как в годы Великой Отечественной войны, становились женщины», — говорит он.
Стоит также учесть, что на большинстве предприятий используется сложная дорогостоящая техника, для работы с которой необходимо проходить длительные обучающие курсы, отмечает Красильников. Подход к мобилизации в каждом случае должен быть индивидуальным, но принимающие решения муниципалитеты, по его словам, не всегда учитывают доводы предприятий. Ситуация может негативно сказаться на продовольственной безопасности населения, резюмирует Красильников.
Для кого просят отсрочку
В итоге компании начали получать бронь. По словам Максима Кануникова, 26 сентября губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев провел совещание с главами муниципальных образований региона по вопросам мобилизации. По его итогам руководителям предприятий было рекомендовано направлять письма главам муниципальных образований, которые также являются председателями местных призывных комиссий, с описанием ситуации и просьбой об отсрочке от мобилизации конкретных сотрудников, рассказал Кануников.
Гендиректор одной из крупнейших в России винодельческих компаний рассказал RTVI, что на его предприятии мобилизовали 5% сотрудников, прежде чем удалось получить бронь. Дальнейшее увеличение числа мобилизованных может негативно сказаться на работе компании, подчеркнул он.
В Минсельхозе рассказали RTVI, что в связи с частичной мобилизацией контроль за бесперебойным функционированием отрасли усилен. «В регионах ведется работа с военкоматами и комиссиями по бронированию граждан, пребывающих в запасе, для предоставления отсрочек специалистам по наиболее критичным специальностям», — сообщили в пресс-службе министерства.
Но несмотря на то, что некоторым предприятиям удалось оформить бронь на своих сотрудников, их продолжают мобилизовывать, рассказал RTVI президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский (РЗС, по собственным данным, включает около 300 организаций, занимающихся в том числе производством, переработкой, хранением и дистрибуцией зерна). «Сотрудникам приходят повестки, они отправляются в военкомат, откуда их почти сразу отправляют в военные части», — говорит он.
Эта проблема наиболее критична для малых предприятий, которым и до мобилизации не хватало ключевых кадров — комбайнеров, механизаторов и других. «Если предприятие лишается хотя бы одного такого сотрудника, оперативно заменить его нельзя», — отмечает Злочевский. При этом в таких хозяйствах зачастую мобилизуют сразу по несколько работников, например, в одной компании забрали двух механизаторов из трех, рассказывает президент РЗС. Все это негативно сказывается на уборочной и посевной кампаниях, резюмирует он.
Николай Щербаков, владелец крестьянского фермерского хозяйства, занимающегося производством саженцев плодовых, ягодных и декоративных культур в Краснодарском крае, рассказал RTVI, что на его предприятии мобилизовали одного бригадира и двух трактористов. «Причем второго тракториста забрали несколько дней назад, уже после отправки писем Союза садоводов и совещания у губернатора», — отметил он.
Есть ли угроза продовольственной безопасности
Около 50% всех сотрудников большинства сельскохозяйственных предприятий занимают ключевые должности, рассказывает коммерческий директор компании «Интерагро» (занимается поставками оборудования для пищевой промышленности, в числе клиентов — «Эко-культура», «Белая Дача», «Золотая Нива» и другие) Роман Нуриев. Это специалисты-агрономы, сотрудники, отвечающие за хранение продукции и многие другие, отмечает он. Их мобилизация уже через год может привести к сокращению производства овощей на 20-30%, предупреждает Нуриев. Это, в свою очередь, приведет к увеличению импорта, что негативно скажется на российских компаниях с точки зрения роста конкуренции, продолжает топ-менеджер.
В Минсельхозе опасений представителей отрасли не разделяют. «Минсельхоз не прогнозирует снижения объемов сельхозпроизводства и в перспективе ожидает стабильных темпов развития агропромышленного комплекса», — заявили RTVI в пресс-службе министерства. Там также отметили, что для посевной кампании 2023 года формируется кадровый резерв и проводится обучение сотрудников из числа невоеннообязанных.
Для обеспечения агропромышленного комплекса кадрами профильные высшие и средние учебные заведения получат возможность компенсировать до 100% затрат на обучение и стажировки студентов по необходимым сельскохозяйственным специальностям, заверили в министерстве. В учебные планы, в частности, будут включены обязательные дисциплины по эксплуатации сельхозмашин и оборудования. Агропредприятия смогут возмещать затраты стажеров и обучающихся не только на проживание и оплату труда, но и на оформление документов и проезд к месту стажировки.