В Фонде развития гражданского общества (ФоРГО), близком к администрации президента России, считают, что безальтернативные выборы устраивают избирателей, так как они равнодушны к борьбе кандидатов. У этого тезиса есть и оппоненты. В столкновении мнений околокремлевских идеологов разбиралась спецкор RTVI Ирина Нагорных.

ФоРГО подготовил доклад о выборах губернаторов. 9 сентября они пройдут в 22 регионах. В докладе есть такой тезис: «Конкурентность на губернаторских выборах не востребована избирателем. Руководителей регионам подбирает президент. Граждане в массе считают это совершенно нормальным и правильным. А к выборам относятся как к формальной процедуре, в чем-то даже избыточной».

По закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» президент имеет право назначить временно исполняющего обязанности главы региона, если полномочия прежнего губернатора истекли или если глава региона ушел в отставку досрочно.

Эксперты ФоРГО считают, что раз избиратели ходят на безальтернативные выборы, значит, им не важно наличие предвыборной борьбы. «На конкурентных выборах явка избирателей была бы выше, чем на доминантных. Но этого не наблюдается», — говорится в докладе.

агитация.jpg

Фотография:
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

В документе нет и упоминания о том, что самую высокую явку на выборах демонстрируют регионы Северного Кавказа. При этом конкуренты у большинства кавказских лидеров — формальные. Например, в Чечне на выборах главы республики в 2016 году явка составила 95%. Рамзан Кадыров набрал около 97% голосов. Результаты трех других кандидатов стремились к нулю. В логике доклада получается: чем ниже конкуренция, тем активнее избиратели идут на выборы. Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

«Ну, нет! На Северном Кавказе есть своя специфика», — парировал этот вывод глава ФоРГО, советник Сергея Кириенко Константин Костин. По его словам, лучше всего равнодушие населения к предвыборной борьбе иллюстрирует сравнение выборов в одном и том же регионе. В качестве примера он предложил последить за выборами мэра Москвы и сравнить явку избирателей в 2013 и 2018 году. По мнению Костина, 9 сентября явка в Москве будет не намного ниже, чем пять лет назад.
В 2013 году мэру Сергею Собянину оппонировал глава ФБК Алексей Навальный. Тогда Собянину едва удалось избежать второго тура. На предстоящих выборах у действующего мэра нет сильных конкурентов. Впрочем, больше сравнивать почти не с чем. За минувшие пять лет конкуренция возникла лишь в десятке регионов. Единственный случай смены власти в результате выборов произошел в Иркутской области в 2015 году, когда губернатора-единоросса Сергея Ерощенко победил депутат Госдумы от КПРФ Сергей Левченко. Журналист Максим Шевченко участвует 9 сентября в выборах депутатов законодательного собрания Владимирской области от КПРФ. Его не допустили до выборов губернатора региона. Избирком отказал ему в регистрации: Шевченко не прошел муниципальный фильтр и не набрал нужного количества подписей муниципальных депутатов.
37756426_1770677843009495_9179196313940525056_n.jpg

Фотография: Максим Шевченко / Facebook

Шевченко говорит, что встретился с сотнями избирателей, они пришли пообщаться с оппонентом действующего губернатора Светланы Орловой («Единая Россия»), и, значит, интерес к альтернативе есть. «Но меня сняли с выборов по указанию Кремля, — утверждает Шевченко. — Это целенаправленная политика по уничтожению конкуренции на выборах, отсев неугодных кандидатов». Тезис ФоРГО он считает «искажением реальности». С тезисом о конкуренции ФоРГО готовы поспорить не только оппоненты, но и идеологические союзники Кремля. Например, Глеб Кузнецов, сопредседатель Института экономических и социальных исследований (ИЭСИ), еще одного фонда, связанного с администрацией президента, полагает, что явка и конкурентность — «непересекающиеся вещи: есть «теплое», а есть «мягкое»». «Конкуренция на выборах — вопрос качества демократии», — считает он. Константин Костин пообещал RTVI, что подкрепит тезис доклада социологией. ФоРГО попросит социологов в течение ближайших двух-трех лет опрашивать избирателей, принимали ли они участие в голосовании и что думают о борьбе на выборах. «В любом случае, искусственное стимулирование конкуренции бессмысленно и даже вредит, — уверен он, — потому что люди верят Владимиру Путину и все равно сделают выбор в пользу его кандидатов».