С 16 по 22 октября Евросоюз проводит первые в истории объединения полевые военные учения. Как сообщает Politico, в них участвуют военнослужащие 9 стран, сухопутная техника, авиация и военные корабли. Зачем нужны эти маневры, появится ли у ЕС своя армия, независимая от НАТО, — в материале RTVI.

Как защищают Сеглию

На несколько дней на южных берегах Испании появилось новое «государство» Сеглия — вымышленный союзник ЕС. Сеглия подверглась нападению со стороны экстремистов, но ей на помощь прибыл европейский военный контингент. Именно так выглядит сценарий первых совместных военных учений Евросоюза LIVEX (Live Exercise), которые проходят недалеко от старинного порта Кадис в Андалусии, что к западу от Гибралтарского пролива.

«До воскресенья армии, которые не говорят на одном языке и не используют одну и ту же военную технику, должны действовать вместе», — отмечает Politico.

Проходящие у испанских берегов LIVEX — часть более крупных учений по кризисному управлению MILEX, к которым присоединились 19 стран. MILEX проводятся не в первый раз, но прежде это были только командно-штабные учения офицерского состава, без участия подразделений «на земле».

В маневрах принимает участие 31 подразделение из 9 стран ЕС — всего около 2800 военнослужащих, 25 самолетов, в том числе многоцелевые истребители четвертого поколения Eurofighter Typhoon, и 6 кораблей. Наибольший вклад в учения внесла Испания, чьи военные отыгрывают роль напавших на Сеглию экстремистов — всего в учениях задействованы 1800 испанцев. Франция направила в регион 600 солдат, а Португалия — 200. Также в маневрах участвуют французский десантный вертолетоносец Tonnerre («Гром») класса «Мистраль». Судя по фотографиям, к испанским берегам подогнали французские тяжелые бронеавтомобили AMX-10RC и легкие бронеавтомобили Panhard VBL.

«Франция была заинтересована в том, чтобы стать вторым по величине участником этих учений. Это наглядно демонстрирует приверженность Франции развитию европейской стратегической автономии», — сказал изданию капитан Tonnerre Адриен Шаар. Помимо французов, испанцев и португальцев в учениях приняли участие военнослужащие из Австрии, Венгрии, Ирландии, Италии, Мальты и Румынии.

«В ходе демонстрации ирландские и португальские водолазы выплыли на испанский пляж Дель Чоррильо перед высадкой французских, испанских и португальских солдат с небольших катеров. Испанские истребители и вертолеты, пилотируемые французскими, испанскими и румынскими экипажами, проносились над головой, обеспечивая поддержку с воздуха. А испанский беспилотный летательный аппарат Reaper американского производства наблюдал за происходящим сверху», — пересказывает события Politico. Военные отрабатывали высадку ограниченного десанта с моря, взятие под контроль морского порта и подключение к боевым действиям сухопутных войск.

Zuma / TASS

В ходе маневров европейские военные не стремились отыграть характер и интенсивность боевых действий на Украине. Скорее, во время учений они хотят отточить навыки проведения военных операций небольшого масштаба, которые могут произойти недалеко от границ ЕС. В качестве модели для учений выбрали проведенную французскими войсками операцию «Харматан», когда Франция вмешалась в гражданскую войну в Ливии в 2011 году, пояснили Politico французские военные чиновники.

Создаст ли ЕС единую армию

Учения нацелены на повышение уровня интеграции вооруженных сил стран-членов ЕС, сказал 17 октября глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, выступая с борта испанского универсального десантного корабля-авианосца «Хуан Карлос I». ЕС планирует создать потенциал быстрого развертывания (EU RDC, Rapid Deployment Capacity). По словам Борреля, эта структура сможет «оперативно развернуть до пяти тысяч военнослужащих для реагирования на непосредственные угрозы и кризисные ситуации». EU RDC должна окончательно сформироваться к 2025 году.

«Мы как ЕС должны быть готовы к действиям, необходимым для защиты наших граждан и содействия глобальной стабильности. А для этого нам надо проводить совместные учения. Это поможет нам лучше подготовиться к роли участника обороны и проводника глобальной безопасности», — сказал Боррель.

«Это действительно исторический момент!» — написал в своем аккаунте в соцсети X глава военного комитета ЕС генерал Роберт Бригер. По его словам, создание собственных европейских инструментов кризисного управления «в дополнение к НАТО» — прагматичный и ответственный ответ ЕС на современные угрозы.

Опрошенные RTVI депутаты Европейского парламента сомневаются, что ЕС когда-нибудь создаст единую армию.

«Это может еще больше подорвать независимость государств путем посягательства на их суверенные прерогативы», — считает евродепутат от Франции Тьерри Мариани. По его мнению, ЕС может поощрять общие военные учения и поддерживать добровольное участие стран-членов в совместных программах по вооружению. При этом собеседник RTVI выступает против создания европейского командования.

«Даже с военной точки зрения у ЕС нет единых оперативных методов, а государства-члены преследуют разные стратегические интересы. Мы не должны переоценивать эти учения, ведь они даже не особо масштабные», — заключил Тьерри Мариани.

Zuma / TASS

Планов по созданию единой армии у Евросоюза нет, сказал RTVI евродепутат от Германии Гуннар Бек. «Такое предложение потребовало бы изменения договора, что, в свою очередь, потребовало бы проведения референдума в некоторых странах-членах. Если под армией ЕС подразумевается упразднение национальных вооруженных сил и их объединение в единые вооруженные силы под общим командованием ЕС, то некоторые страны почти наверняка будут возражать против этого, отстаивая свой суверенитет», — сказал он.

Другим препятствием на пути создания единого командования становятся ядерные силы Франции. Париж не передаст свои ядерные арсеналы под единое командование ЕС, уверен Гуннар Бек.

«Армии ЕС никогда не будет. Европа просто слишком разная, — сказал RTVI депутат Европарламента от Хорватии Иван Вилибор Синчич. — Европейские страны имеют разные интересы, оборонительное снаряжение, политическое видение, говорят на разных языках».

В «нулевых» Европейский союз начал проводить миротворческие и антикризисные миссии в разных регионах мира. Примерно тогда же создали военное командное и политические структуры, которые координировали эту деятельность. Долгое время она была основным элементом общей политики безопасности и обороны, рассказал в беседе с RTVI заведующий кафедрой интеграционных процессов МГИМО Николай Кавешников.

«Однако традиционно возникали большие сложности при формировании непосредственно контингентов, которые могли бы принять участие в подобного рода миссиях», — объяснил эксперт. С начала 2010-х в ЕС перешли к принципу боевых групп, которые находились на постоянном дежурстве на основе ротации. «Но по факту эти боевые группы так ни разу не были использованы, по-прежнему контингенты по урегулированию кризиса формировались ad hoc (специально по случаю. — Прим. RTVI) из числа граждан стран, готовых направить своих военных и гражданских специалистов», — объяснил Николай Кавешников. Что касается нынешних учений, это первые маневры контингента, который ЕС создал не столько для общей обороны, сколько для реагирования на кризисные ситуации на территориях, граничащих с союзом, отметил Кавешников.

Сможет ли ЕС «освободиться» от НАТО

Собственные вооруженные силы ЕС сделали бы союз более независимым от внешней и военной политики США, считает евродепутат от Германии Гуннар Бек. «Однако кроме Франции и, возможно, Польши ни одна европейская страна в настоящее время не имеет первоклассной армии, — считает немецкий политик. — Более того, многие страны не хотели бы отказываться от защиты НАТО». А в дискуссиях среди чиновников ЕС о единой армии «все сводится к попыткам улучшить военное сотрудничество ЕС в рамках НАТО и, следовательно, под общим руководством США».

Zuma / TASS

Европарламентарий от Франции Тьерри Мариани сказал RTVI, что поддержал бы стремление стран-членов ЕС стать более независимыми от Североатлантического альянса. «С момента возвращения Франции в состав объединенного командования НАТО ни одна крупная держава, за исключением Австрии, не выразила желания использовать военную стратегию, отличную от натовской», — объяснил француз.

Представитель Хорватии в Европарламенте Иван Вилибор Синчич считает, что странам-членам ЕС было бы выгоднее не создавать единую армию ЕС, но выйти из НАТО и создать «европейский оборонный союз». «В НАТО доминируют США и их империалистическая политика. В Вашингтоне больше заботятся о себе, чем о Европе или о ком-либо еще», — полагает Синчич.

США и НАТО всегда пристально следили за формированием военного потенциала Европейского союза, отметил в беседе RTVI Николай Кавешников. «Однако еще в конце 1990-х ЕС и НАТО договорились о взаимодействии в военной сфере. И существенных разногласий с тех пор не наблюдалось, хотя определенные трения периодически возникали», — сказал эксперт. То, что происходит сейчас, не вызывает какой-либо озабоченности или негативной реакции со стороны НАТО и Вашингтона, считает Кавешников.