Новым канцлером Австрии на фоне коррупционного скандала стал бывший министр иностранных дел Александр Шалленберг. В понедельник он был приведен к присяге. Бывший глава правительства Себастьян Курц призывал к нормализации диалога с Россией и поддерживал строительство «Северного потока – 2». RTVI разбирался, как смена австрийского канцлера может отразиться на отношениях Москвы и Вены
Еще на прошлой неделе уже бывший глава правительства Себастьян Курц утверждал, что не покинет свой пост, но в итоге он все же решил уйти, чтобы не допустить развала правящей коалиции. Ранее младшие партнёры Австрийской народной партии, которую возглавляет Курц, – «зеленые» – поставили ему ультиматум.
На прошлой неделе прокуратура страны начала расследование против уже бывшего канцлера по обвинению в коррупции. Дело касается периода с 2016 по 2018 годы, когда Курц еще не был главой правительства. По версии следствия, австрийский политик и несколько его приближенных платили одной из местных газет бюджетные деньги. Более того, якобы Курц и люди из его окружения покупали рекламу в издании в обмен на выгодные результаты опросов общественного мнения в преддверии выборов. 6 октября в штабе Австрийской народной партии и в министерстве финансов прошли обыски. Сам политик все выдвинутые против него обвинения отвергает.
Лидер «зеленых» Вернер Коглер заявил, что Курц из-за серьезности обвинений против него больше не может занимать пост канцлера. «Сейчас нам нужна стабильность. Чтобы выйти из тупика, я хочу освободить кресло, чтобы предотвратить хаос. Моя страна для меня важнее, чем я сам», – заявил Курц, подчеркнув, что его отставка не равнозначна признанию вины.
При этом уже экс-канцлер сохранил пост председателя правящей партии, и теперь возглавит фракцию в парламенте. Как заметила лидер левоцентристской Социал-демократической партии (на выборах 2019 года эта партия стала второй) Памела Ренди-Вагнер, Курц останется очень влиятельной фигурой.
«Канцлер Австрии выступает как лицо правительства, он первый среди равных, который представляет правительство и в отношении парламента, и в отношении общественности, и в отношении избирателей, и на международном уровне. Но у него нет возможности слишком сильно влиять на политику коалиции. То есть он, в отличие от канцлера Германии, только координирует политику, но не направляет ее», — объясняет австрийский политолог Александр Дубови.
По словам эксперта, поскольку Курц теперь встанет у руля фракции, у него появится больше влияния, поскольку в рамках коалиционных правительств именно главы фракций играют решающую роль, то есть бывший канцлер сможет «закулисно координировать работу своей партии и разных ведомств».
«Курц все еще имеет очень большое влияние»
За время во главе правительства Курц неоднократно выступал с призывами нормализовать отношения с Россией. Например, в апреле он высказался за деэскалацию и против введения новых санкций против России. По словам Курца, мир в Европе возможен только при условии сотрудничества с Москвой.
«Санкции ЕС, которые уже введены, были правильными. Но важно делать ставку и на диалог. Мир на нашем континенте может быть постоянным, только [если страны будут работать] вместе с Россией, а не против нее», – заявил тогда канцлер Австрии.
В начале июня этого года он выразил уверенность в том, что запуск «Северного потока – 2» обеспечит безопасный и современный маршрут поставок газа в Европу. Соответствующее заявление он сделал во время видеовыступления в рамках пленарного заседания Петербургского международного экономического форума. За день до этого в интервью агентству ТАСС он отметил, что строительство газопровода соответствует экономическим интересам Австрии. По словам Курца, он был очень рад тому, что США перестали угрожать санкциями тем компаниям, которые участвуют в строительстве «Северного потока – 2».
Более того, Австрия стала одной из немногих европейских стран, кто был готов закупить вакцину «Спутник V». В начале мая Курц выступил с призывом к Европейскому агентству лекарственных средств ускорить процесс принятия решение по регистрации препарата. К тому моменту Вена уже завершила переговоры с Москвой о контракте на закупку вакцины, но все упиралось в разрешение от ЕМА.
У нового канцлера, как считает австрийский политолог, более критическое отношение к России, но на отношениях двух стран это вряд ли отразится. «Шалленберг – дипломат с очень большим стажем, и он очень хорошо различает свою личную позицию и позицию всего правительства. Плюс не стоит забывать, что Себастьян Курц все еще имеет очень большое влияние как внутри народной партии, так и в принципе на работу всего правительства».
По мнению Дубови, отношения Австрии и России будут во многом зависеть от того, кто встанет во главе немецкого правительства. ФРГ – важнейший экономический партнер Австрии и одно из ключевых государств Евросоюза, а потому Вене важно координировать с Берлином свою внешнюю политику, считает эксперт.
Возможная рокировка
Курца в его родной Австрии называют политическим вундеркиндом. В 27 лет он возглавил министерство иностранных дел, в 31 занял пост канцлера. Но продержаться в кресле он смог только полтора года. В мае 2019 года парламент вынес Курцу вотум недоверия из-за дела, получившего название «Ибица-гейт». Сам Курц в нем замешан не был, но главными фигурантами стали члены Австрийской партии свободы, на тот момент младшие партнеры по правящей коалиции. На следующий день после голосования в парламенте канцлер ушел в отставку. Но уже через несколько месяцев политический вундеркинд снова возглавил правительство после победы его партии на внеочередных выборах.
Возможно ли, что Курц в скором времени снова придет к власти, то есть совершит своего рода рокировку? Австрийский политолог такое развитие событий в ближайшем будущем исключает в связи с тяжестью обвинений, но допускает, что Курц может вернуться к власти после следующих парламентских выборов.
«Судя по опросам, проведенным уже после начала скандала, Курц все еще самый популярный политик в Австрии. У него стабильные рейтинги по опросам, а среди избирателей Австрийской народной партии рейтинги даже возросли. Если не появится новых обвинений, то, возможно, он даже выиграет выборы. Другой вопрос, какая из существующих партий готова будет войти с ним в коалиционное правительство», — добавляет Александр Дубови.
Марика Димитриади