Немецкие суды начинают вводить запреты на въезд автомобилей на дизельном топливе в города с особенно высоким загрязнением воздуха. Пострадавших водителей под нажимом властей немецкие автоконцерны согласились поддержать деньгами, но нехотя, не всех и не сразу — лишь с 2020 года. Шеф европейского бюро RTVI Константин Гольденцвайг выяснил, как будут работать ограничения, и встретился с теми, кому уже через пару месяцев придется оставить машину в гараже.

Не инженеру и не химику, а простому пенсионерке Елене Хайнзон в эти дни пришлось погрузиться в мир выхлопных газов и дизельных моторов. С двигателем, что работает в уже не новом «Мерседесе», в следующем году далеко она не уедет.

Елена Хайнзон, пенсионерка: «Когда покупала его, наоборот, рекламировали, что это замечательно. Рассказывали обо всех преимуществах, и никто не думал, что такое произойдет».

Съездить в отпуск в кемпинг, отвезти ветеринару пса, забрать из школы внука — прежней жизнь Елены и еще сотен тысяч человек в Рурской области больше не будет. Соседний с ней город Эссен на днях пополнил список из уже десяти населенных пунктов, куда «дизелю» закроют въезд. Это города, где, судя по измерениям, превышен предельный уровень окиси азота, канцерогенной и опасной для дыхательных путей. Ее источник — в том числе и выхлопы из автомобиля Елены.

Елена Хайнзон, пенсионерка: «На Курт-Шумахер-штрассе показатели выхлопов двуокиси азота на кубометр — 46 грамм, то есть она под дизельный запрет подпадет сразу. А вот Флора-штрассе — на ней 44. Значит, наверное, она будет следующая. И тогда, собственно говоря, мы вообще никуда не попадем».

В Эссене в первый, но точно не в последний для Германии раз, под запрет попала и магистральная трасса. Так, на двух главных немецких изобретениях — автомобиле и автобане — немецкий же суд ставит крест.

Йохен Бакес, председатель фракции «Объединение граждан Эссена»: «Это катастрофа. Под запрет попадает автобан, проходящий сквозь весь город. А еще его северные районы. Для Эссена это будет крайне болезненный удар».

Городской политик Йохен Бакес признается: его избиратели из числа владельцев «дизелей» разъярены. Но и на четвертый год дизельного скандала местные власти бессильны. А федеральные опасаются пилить сук, на котором сидит вся страна — автопром. Накануне очередная встреча министров правительства Меркель ясности не привнесла.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Ради этого власти обещают много малых мер и крупных денег на борьбу с загрязнением воздуха в городах. Но пока ни слова о главном, что позволило бы избежать запретов для обычных легковых дизелей: чтобы спасти положение, убеждены эксперты, можно лишь отозвать дизельные автомобили и оснастить их новыми катализаторами за счет производителя. Но автоиндустрия, пускай и уличенная в «дизельном» обмане, продолжает упрямиться. Ведь такой «ремонт» обойдется ей в тысячи евро за каждую из машин.

Томас Кучаты, глава фракции СДПГ в ландтаге Северного Рейна-Вестфалии: «В этом году, скажем, компании Volkswagen в США пришлось выплатить многомиллионные штрафы. Но даже при этом концерн показал огромную выручку. Я не могу объяснить ни одному избирателю, почему компания, столь щедрая к покупателям в Америке, своих, немецких клиентов бросает на произвол судьбы».

Среди политиков в Бундестаге есть, впрочем, и те, кто борьбу против «дизеля» во времена, когда автогигантов Германии и без того догоняют электромобили из Азии и США, считают чуть ли не чьим-то заговором. Часть партий, финансируемых, в том числе, самим автопромом, предлагает решить проблему, просто сняв ее с повестки: мораторий на запреты, смягчение требований к измерениям дизельных выхлопов.

Марк Бернхард, депутат Бундестага от «Альтернативы для Германии»: «Вплоть до сегодняшнего дня у нас нет ни одного доказательства того, что они могут оборачиваться каким-либо последствиями для здоровья».

Оливер Кришер, депутат Бундестага от партии «Зеленых»: «От ваших заявлений ощущение, что вы хотите отказаться от всяких норм и обслуживать лишь интересы автоиндустрии, которая вам представляется важнее здоровья».

О здоровье больше всего, судя по судебной статистике, пекутся в небольшой экологической организации Deutsche Umwelthilfe. В ней 300 членов. Ее финансировали немецкие власти, а кроме того поддерживал и концерн Toyota. От них же поданы и все иски с требованием закрыть города для дизельных двигателей. Здесь не скрывают, что один из основных источников их дохода — штрафы и тяжбы, каждую из которых до сих пор они выигрывали.

Доротея Саар, Deutsche Umwelthilfe: «Мы хотим добиться этими судами и того, чтобы в Германии задумались об ином подходе к мобильности в городах. Меньше частных автомобилей, больше общественного транспорта и велосипедов. Речь не только о последствиях для здоровья, но и об изменении климата, шуме в городе и чрезмерных площадях, которые занимают машины».

Места для пенсионерки Елены на улицах Эссена вскоре уже не найдется. Но и продать машину с дизельным двигателем при всех обещанных властями мерах и компенсациях — пока что задача не из простых. Нельзя исключать, что в итоге ее «Мерседес» купят за бесценок и увезут в Польшу или Украину, где о вредных выхлопах и не слышали. Там сейчас начинается новая жизнь старых немецких «дизелей».