Что значит быть бедным студентом в богатом кампусе? В этом году в издании Гарвардского университета была опубликована книга «Привилегированная бедность». Это исследование Энтони Авраама Джека о последствиях инклюзивности и препятствиях, с которыми сталкиваются студенты с низкими доходами в престижных колледжах и университетах США.
В последние годы американские вузы из Лиги плюща стали принимать больше студентов из бедных семей. Но уже в первые недели ученики сталкиваются с реальностью. Они узнают, что поступление еще не значит, что их приняли в студенческую жизнь. Даже если студенты учатся на отлично, культ денег и дорогих брендов в кампусах заставляет их чувствовать себя низшим классом. Это ведет к фрустрации и расстройствам, которые ставят препятствие в развитии академической карьеры «привилегированной бедноты».
«Деньги остаются обязательным требованием для полного принятия в студенческую жизнь, несмотря на заявления об обратном», — пишет Джек.
Новая проблема связана с политикой в образовании. Университеты в США стараются, чтобы их студенческий состав был более разнообразным. Вузы поддерживают равные возможности при поступлении для всех в независимости от цвета кожи, этнического и социального происхождения. Например, при бывшем президенте Бараке Обаме приняли рекомендации о «позитивной дискриминации» в учебных заведениях, но нынешний лидер США Дональд Трамп отменил их. Университеты отказываются подчиняться новому требованию и продолжают бороться за право учитывать расовую принадлежность абитуриента.
Учебные заведения проводят политику «смешивания», поэтому студенты из бедных семей учатся с детьми «1%» (группа самых богатых людей мира). Дети из обеспеченных семей активно демонстрируют свой социальный статус. Например, носят одежду дорогих брендов и нанимают дизайнеров для ремонта комнаты в общежитии. «В одном кампусе студентка предложила своей соседке $500 долларов, чтобы та съехала из двухкомнатной квартиры — она не хотела ни с кем делить жилье», — отмечает Джек.
Исследователь отмечает, что не все студенты с низким доходом одинаковы. Он выделяет две группы таких учеников. Первая — «вдвойне обездоленные» (из бедных государственных школ), которые сталкиваются с культурным шоком и изоляцией. Они понимают, что жизнь в элитных колледжах — это еще одни формы социальных и экономических ограничений, с которыми они столкнулись.
Исследователь приводит в пример своего ученика, который испытывал стресс от обстановки в колледже и не мог сосредоточиться на учебе. «У многих из них никогда не было таких денег, и они никогда не ходили в школу с теми людьми, с которыми они сталкиваются в кампусе», — говорит исследователь.
Вторая группа — это «привилегированные бедные» (учились в частных средних школах). Они уже сталкивались с правилами, которые регулируют жизнь в элитных колледжах, поэтому быстро ориентируются в обстановке. Это дает им преимущества по сравнению с другими сверстниками с низким доходом.
При этом обе группы студентов нуждаются в деньгах, поэтому берут подработку. Например, они могут убирать ванные комнаты в общежитии. «Нам приходится собирать грязные тампоны и использованные презервативы, вытирать липкие полы, подметать мертвых тараканов и крыс, выкапывать рвоту из раковин и вырывать волосы, застрявшие в засоренных стоках», — говорят они.
«Привилегированная бедность» поднимает новые вопросы в образовательных процессах. Джек считает, что университеты отражают не только новый уровень неравенства, но и демонстрируют неспособность должным образом решить его. По его мнению, профессорам, деканам и центрам поддержки следует искать новые способы активного вовлечения студентов. Такие способы, например, существуют в Уильямс Колледже и Университете Северной Каролины. Здесь есть умные программы, которые помогают новичкам адаптироваться в колледже. Их интегрируют в сообщества, где учатся такие студенты, на протяжении всего бакалавриата.
В 2017 году команда во главе с экономистом из Гарварда, обнаружила, что ученики из богатых семей, чьи родители зарабатывает больше $630 тысяч в год, имеют в 77 раз больше шансов быть принятыми в вузы Лиги плюща, чем ученики из семей с доходами меньше $30 тысяч в год. Кроме того, исследование показало, что в 38 элитных колледжах Америки среди всех студентов больше тех, чьи семьи принадлежат к самым богатым из богатых людей (1%). Другие исследователи подтвердили, что только 14% студентов в элитных школах, происходят из семей c низким заработком.
Владислав Шагалов