17 марта глава РПЦ патриарх Кирилл утвердил новые правила проведения богослужений и совершения таинств в Москве. Теперь прихожанам нельзя целовать крест по окончании литургии, а священникам — совершать таинства без медицинских перчаток. На эти и другие меры профилактики церкви пришлось пойти в связи с угрозой распространения коронавируса. В то же время в Петербурге тысячи верующих прикладываются к мощам Иоанна Крестителя в Казанском Соборе. RTVI прочитал инструкцию РПЦ и поговорил с протоиереем Олегом Батовым и историком церкви Сергеем Бычковым, чтобы разобраться, что происходит с институтом церкви в условиях пандемии.
Всего в инструкции 22 пункта. Большинство из них касаются совершения таинств и богослужения. Так, после каждого причастника лжицу (специальную ложечку) теперь нужно обтирать спиртом, а затем окунать в воду, которую позже утилизируют. Кроме того, запивку (горячую воду, смешанную с вином) после причастия будут подавать только в одноразовой посуде — по стаканчику на каждого человека.
Губы причастников священники должны вытирать не тканным платом, а «бумажными салфетками с последующим сожжением». Для раздачи антидора (части просфоры, которую на литургии вкушают не причащавшиеся), служители церкви будут использовать одноразовые перчатки. Самим же причастникам не стоит целовать чашу со святыми дарами, крест и руку священнослужителя.
Для миропомазания теперь будут использовать ватную палочку вместо стрючицы (специальной кисти) и бумажную салфетку вместо губки. После совершения таинств и салфетку, и палочки сожгут. Купель будут дезинфицировать после каждого крещения, чуть реже — иконы, к которым прикладываются прихожане.
По таким правилам будут жить московские церкви, пока пандемия коронавируса не пойдет на спад. Объявления о карантине, как это произошло в воскресных школах, ждать не стоит — «в РПЦ никогда не пойдут на то, чтобы закрыть храмы», считает историк церкви Сергей Бычков.
«Центром всей церковной жизни является литургия, которую еще на Тайной вечере установил сам Иисус Христос. Весь наш мир живет и существует благодаря ей. И есть достаточно веское богословское мнение, что, как только прекратится совершение литургии, мир прекратит свое существование», — объясняет он.
К тому же это не первая эпидемия. За 2000 лет человечество пережило оспу, бубонную чуму, холеру, и даже в это время люди совершали литургии, причащались. По словам Бычкова, «совершать литургию дистанционно — рассылать святые дары (хлеб и вино) по почте или с курьерами — невозможно». А значит двери храмов всегда останутся открытыми.
При этом массовое поклонение мощам Иоанна Крестителя в Петербурге Бычков считает нарушением предписания Священного синода. Дело в том, что воцерковленный человек может искреннее верить, что молитва убережет его от вируса, но окружающим — коллегам и родным — его вера не поможет.
Протоирей Олег Батов, в свою очередь, считает, что не сегодня, так завтра в Петербурге начнут следовать инструкциям, ведь «если святейший патриарх призывает на богослужении не касаться креста, то, совершенно естественно, это будет подразумевать и отказ от целования мощей».
А еще протоирей не исключает возможности частичного закрытия храмов. «Когда объявят чрезвычайное положение — когда будет полный карантин, закроется метро и людям будет предписано сидеть по домам, — тогда, конечно, большинство не сможет приходить на богослужения», — уверен Батов.
Прецедентом являются православные церкви в тех странах, где общенациональный карантин уже ввели. Там священнослужители организовали предварительную запись на службы. «Надо было заранее звонить, говорить, что ты хочешь прийти. Выдавали порядковый номер, и того, кто позвонил 51, уже отправляли на следующую службу», — говорит Батов.
«Очень жаль отказываться от привычного образа жизни, от привычных, тысячелетиями складывавшихся традиций богопочетания. Но это неизбежно. Традиции меняются со временем, и сейчас важно понять: от чего можно отказаться, а от чего нельзя», — объясняет священнослужитель. По его мнению, интернет-трансляции богослужений — не выход. «Сейчас прихожане должны научиться сами совершать богослужение дома мирянским чином, как это делают старообрядцы. А священники должны чаще приезжать к прихожанам на дом с причастием», — рассуждает Батов.