Прокурор Международного уголовного суда в Гааге Фату Бенсуда решила расследовать действия армии Израиля во время военной операции 2014 года в секторе Газа. По мнению обвинителя, территория Палестинской автономии может иметь статус отдельного государства и нуждается в защите. Из-за этого Иерусалим грозится ввести санкции против Рамаллы. На этом фоне Вашингтон открыто сомневается в статусе Голанских высот и ставит своей задачей появление Палестинского государства. Как Иерусалим реагирует на изменения в политике Запада, выяснил корреспондент RTVI в Израиле Борис Штерн.
Пока весь мир занят пандемией, Международный уголовный суд в Гааге занят Израилем. Суд поставил знак равенства между Палестинской автономией и государством, а потому решил начать расследование в отношении Иерусалима. Израиль подозревают в совершении военных преступлений против палестинцев.
Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля: «Когда Международный уголовный суд расследует дело в отношении Израиля на предмет ложных военных преступлений — это чистой воды антисемитизм. Суд, созданный для предотвращения зверств, подобных Холокосту, теперь нацелен на государство еврейского народа. Во-первых, возмутительно утверждение: „Факт того, что евреи живут на своей родине, — это военное преступление”. Во-вторых, суд утверждает: когда демократический Израиль защищается от террористов, убивающих наших детей и взрывающих наши города, мы совершаем еще одно военное преступление. Но МУС отказывается расследовать преступления диктатур, таких как Иран и Сирия, которые практически ежедневно совершают ужасающие зверства. Как премьер-министр Израиля, я заверяю вас: мы изо всех сил будем бороться с этим извращением самого понятия „правосудие”!»
Глава правительства дал свою оценку и запретил министрам комментировать решение Международного уголовного суда. Идея прокурора суда Фату Бенсуда не нова. Впервые о ней заговорили несколько лет назад. Но тогда активность прокурора погасил республиканский Вашингтон. Теперь в Белом доме демократы, и Фату Бенсуда решила, что расследования против Израиля можно реанимировать. Эксперты же видят в этих действиях не только политические мотивы, но и мотивы личные.
Виктория Мартынова, политолог: «Фату Бенсуда с 2015 года пыталась добиться этого решения для того, чтобы увековечить свое имя — якобы вот что-то сделала. Сама она из Гамбии. Таким образом, и это государство продвигается тем, что оно диктует порядок Европе и всему миру. Это, конечно, важный для нее лично шаг».
Летом прокурор Фату уходит. Шансы того, что ее решение станет рабочим, почти равны нулю. Окончательно и неожиданно точку в истории поставил Берлин. Германия против таких инициатив.
Виктория Мартынова, политолог: «В тот момент, когда министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил, что до тех пор, пока Палестина не признана в качестве государства за столом переговоров, пока Израиль не подписался под этим решением, никакого расследования быть не может. Потому что Израиль в состоянии провести расследование военных событий или военных преступлений, если они были там. Это суперважное заявление».
Отбил ли Иерусалим атаку и выиграл ли еще немного времени? Скорее всего, да. Но, так или иначе, Запад вернется в регион. При этом хорошо понимая, что они здесь совсем не одни. Вслед за активными европейцами к процессу подключились американцы. Новая администрация Белого дома действует мягче, но четко обозначает свои приоритеты: мир с Ираном, Голанские высоты — сирийцам, палестинцам — государство, евреям — что-нибудь, если Иерусалим согласится.
Президент Байден довольно четко обрисовал свои планы:
-
США вернутся в Сирию, причем с пометкой: отдавать ее русским Америка не собирается
-
Штаты готовы вернуться к ядерной сделке с Ираном, но пока с оговоркой: это произойдет, когда Тегеран прекратит разрабатывать атомную бомбу и ее носители
-
США даже готовы пересмотреть признание израильского суверенитета над Голанами, и тоже с ремаркой: проблема в Асаде
Смена идеологии, по мнению израильских экспертов, выглядит именно так.
Цви Маген, бывший посол Израиля в России, ведущий научный сотрудник Института исследований национальной безопасности: «Налицо существенная разница между принципиальными подходами демократов и республиканцев. Трамп, несмотря на свою действительно особенную политику, представлял идеологию республиканцев, подключая свои благие намерения сократить присутствие Америки и поставить интересы своих граждан в центре повестки дня. Демократы видят внешнюю политику США в ином ракурсе. Они как ведущая держава на глобальном уровне видят необходимым свое присутствие во всех кризисных регионах земного шара. И поэтому они должны вернуть влияние — на принципиальном идеологическом уровне».
Еще один момент, на который обратили внимание все, — долгое отсутствие прямого контакта между президентом США и премьером Израиля. Байден и Нетаньяху поговорили только в 17 февраля. На следующий день израильский премьер был рад упомянуть телефонный разговор во время церемонии памяти пропавших без вести солдат ЦАХАЛ.
Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля: «Только вчера мы с моим другом, президентом Джо Байденом долго говорили о многих проблемах: о моральной приверженности нашим солдатам, о тех, чья мораль подвергается сомнению. Мы волнуемся за них. Это важно для нас».
Для Иерусалима не так страшен новый владелец Овального кабинета, как его окружение. Байден традиционно занимает произраильскую позицию по многим вопросам, но сегодня ему приходится выстраивать политику США заново.
Цви Маген, бывший посол Израиля в России, ведущий научный сотрудник Института исследований национальной безопасности: «Они нащупывают дальнейшую политику, выстраивают свою позицию по отношении к Ближнему Востоку. США не меняют наработок предыдущей администрации, которые касаются Иерусалима, вопросов „Соглашения Авраама”. Но да, хотят разобраться заново по вопросам Сирии и Палестины».
По слухам, американцы сделают все, чтобы изменить ситуацию в Сирии и вытеснить из нее иранцев и Россию. Первое, что пострадает от этого, — свобода действий Израиля, чья авиация еженедельно атакует цели проиранских боевиков, иранских военных и боевиков ливанской «Хезболлы». И даже отсрочка расследований в Гааге и начало прямого общения между Нетаньяху и Байденом не вернут славных времен Трампа, о которых в Иерусалиме уже вспоминают как о лучших временах Израиля.