Российская научная миссия «Луна-25» за два месяца до назначенного старта все еще не готова к полету. Официально о переносе запуска не сообщалось, хотя времени до отправки аппарата на космодром осталось в обрез. Все еще не закончены испытания последнего проблемного прибора, который может подвести в момент прилунения и поставить крест на экспедиции, поэтому ученые предложили его протестировать, например, на Камчатке, выяснил RTVI.
«Луна-25» должна стать первой почти за полвека отечественной миссией, отправленной к Луне. Ее цель — первая в истории посадка в районе Южного полюса спутника Земли и поиск возможных отложений воды. Идея миссии родилась еще 1990-е годы, с тех пор ее конфигурацию неоднократно меняли, в итоге сильно упростив. Изначально запуск планировался на 2014 год, но неоднократные переносы уже заставили выйти из проекта зарубежных партнеров еще до обострения политических отношений. Так, шведские партнеры покинули проект, сняв со станции свой прибор «Лина-Эксан», и давно отправили его на борту китайского лунного аппарата. В апреле этого года европейское космическое агентство целиком прекратило сотрудничество с Россией по лунной программе и сняло со станции «Луна-25» свою камеру PILOT-D.
Вся остальная научная аппаратура миссии давно готова и испытана, проблема остается с работой одного служебного прибора — доплеровского измерителя скорости и дальности (ДИСД-ЛР) производства концерна «Вега». Этот инструмент очень важен на этапе прилунения — отправляя на нескольких радиоканалах сигнал к поверхности Луны, по задержке и смещению частоты он измеряет высоту посадочного аппарата и скорость, что играет ключевую роль при выполнении мягкой посадки. Ошибок здесь быть не должно, иначе станция разобьется.
Прибор этот был изготовлен Рыбинским заводом приборостроения и поставлен Роскосмосу больше года назад, 6 августа 2021 года, и сразу стал испытываться в НПО имени Лавочкина. Однако в течение года различные источники в космической отрасли сообщали, что испытания идут с проблемами — прибор не показывает заданных параметров точности при посадке. Сообщалось, что в ходе различных испытаний работу прибора проверяли на вертолете, воздушном шаре и при спуске на парашюте.
О том, что прибор не показал расчетной точности в ходе майских и июньских испытаний, последний раз со ссылкой на источники в отрасли сообщил ТАСС 19 июля. «Вероятность успешной посадки с учетом погрешности измерений прибора составляет 80%, при этом в ТЗ этот показатель был заложен выше», — говорилось в сообщении. Тогда же источник сообщил, что по этой причине запуск может быть перенесен «минимум на 2023 год».
Комментируя опубликованный показатель «80%», полученный при испытаниях, в холдинге «Росэлектроника», в который входит «Вега», сообщили RTVI, что в техническом задании по ДИСД-ЛР есть требования по контролю необходимой скорости посадки и обеспечению точности приземления в заданном квадрате. «Этот показатель не имеет процентного выражения», — сообщил производитель, не уточнив, чем закончились летние испытания прибора. Однако в холдинге признали, что прибору необходимо пройти дополнительные испытания в новом месте, наиболее соответствующем условиям на Луне.
«Доплеровский измеритель скорости и дальности разработки концерна „Вега“ прошел весь цикл предусмотренных установленным порядком испытаний. В настоящее время по рекомендации Института космических исследований РАН (функционального заказчика миссии) прорабатывается возможность проведения дополнительных испытаний измерителя над местностью, максимально соответствующей лунной поверхности по отражающим свойствам в радиодиапазоне электромагнитных волн», — отметили в холдинге.
Как выяснил RTVI, «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») обратился к нескольким организациям, в том числе в ИКИ РАН, Институт геохимии и аналитической химии имени Вернадского (ГЕОХИ) РАН, НПО имени Лавочкина, и Институт радиотехники и электроники имени В. А. Котельникова РАН с просьбой предложить новые места для испытания проблемного прибора. Главный критерий при выборе такого места — максимальное соответствие лунному ландшафту. Известно, что прошлые испытания прибора проходили в месте с растительностью, что могло отрицательно сказаться на его точности.
«Прежде всего это значит, что сверху должен быть рыхлый слой грунта, это может быть ровная площадка, но без растительности. Сам грунт по своему химическому и минеральному, гранулометрическому составу, по физическим свойствам и плотности должен быть очень близким к лунному грунту», — рассказал RTVI завлабораторией геохимии Луны и планет ГЕОХИ РАН Евгений Слюта.
Этот институт предложил для испытания прибора два района — один в пустыне Калмыкии и три на Камчатке. Выбранные районы на Камчатке не имеют растительности, напоминают лунный ландшафт, и обладают вулканогенным грунтом, так называемой вулканической тефрой, с высоким содержанием пепла.
Первое место — район вулкана Толбачик, где есть поле свежих извержений в районе сопки Песчаная, второй участок — возле вулкана Мутновский (гора Верблюд), третье место — сложенный черным песком с магнитными свойствами Халактырский пляж.
Где в итоге будут проходить дополнительные испытания проблемного прибора, пока не решено. «Эта история высветила другую важную проблему. У нас в стране нет полигонов для подобных испытаний. Раньше они были — на Камчатке и под Евпаторией мы, например, испытывали луноходы», — напомнил Слюта.
Будет ли запуск вновь перенесен с учетом необходимых дополнительных испытаний, пока окончательно не ясно. «Пусковое окно для запуска „Луны-25“ — с мая по октябрь 2022 года», — сообщили RTVI в Роскосмосе. Запустить миссию в текущем году 12 апреля Владимиру Путину обещал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. «На третий квартал у нас станция „Луна-25“ должна быть реализована. В третьем квартале успеем?» — обратился тогда к нему президент. «Должны. Пусковое окно закрывается в третьем квартале», — подтвердил глава космического ведомства.
Впрочем, в прощальном обращении к сотрудникам отрасли в связи с увольнением с поста главы Роскосмоса Рогозин о пуске лунной миссии не упомянул. Эксперты подсчитали, что очередной перенос, если он случится, будет восьмым в истории проекта.