На фоне протестов из-за смерти афроамериканца Джорджа Флойда из нового стримингового сервиса HBO Max временно удалили фильм 1939 года «Унесенные ветром» о событиях Гражданской войны в США. Компания объяснила это расовыми предрассудками в классической ленте. За что критикуют «Унесенные ветром» — в материале RTVI.

В «Унесенных ветром» рассказывается история любви белых жителей американского Юга Скарлетт О’Хары и Ретта Батлера. Фильм получил восемь премий «Оскар». Одну из статуэток выиграла актриса Хэтти Макдэниел, которая стала первой афроамериканкой, удостоенной награды. Тогда в США еще была расовая сегрегация, из-за чего во время награждения она сидела отдельно от других актеров.

Представитель HBO сказал, что фильм «изображает некоторые этические и расовые предрассудки, которые, к сожалению, были распространены в американском обществе». Он не уточнил, о чем именно идет речь, но пообещал, что вскоре ленту вернут на сервис с «осуждением» расистских моментов и с обсуждением исторического контекста. В компании подчеркнули, что другим изменениям картину не подвергнут.

Gone with the Wind

Фотография: Gone with the Wind / Selznick International Pictures

«Унесенных ветром» критиковали за расизм задолго до появления фильма на платформе HBO — первые негативные рецензии появились еще в 1939 году. Тогда одна из издаваемых коммунистической партией США газет назвала фильм «коварным прославлением рабовладения».

В последние годы критика в адрес книги и фильма встречается все чаще. В 2014 году Кембриджский университет хотел провести тематический бал, посвященный теме американского Юга и названный в честь фильма. Один из студентов, уроженец Сьерра-Леоне Мамусу Каллон, обратил внимание на то, что картина «восхваляет романтические мечты рабовладельца и члена Ку-Клукс-Клана, опуская ужасы рабства». В итоге организационный комитет бала решил отменить мероприятие. Руководство университета заявило, что поддерживает перемены и гордится студентами.

Писательница Рафия Закария в своей колонке для Guardian Books в 2016 году раскритиковала роман «Унесенные ветром», который стал основой для фильма. Она отмечает, что в мировоззрении его автора Маргарет Митчелл отразилось время, когда сегрегация была нормой. Поэтому в книге романтизируется образ Старого Юга, чернокожее персонажи представлены свободными людьми, но не равными белым, и, как следствие, просто одномерными и шаблонными.

В 2017 году легендарный «дворец кино», театр «Орфеум» в Мемфисе, снял «Унесенных ветром» с программы показов, хотя до этого фильм шел там ежегодно в течение 34 лет. «Как организация, чья миссия заключается в „развлечении и просвещении“, „Орфеум“ не может показывать фильм, который может оскорбить большую часть местных жителей», — заявили в театре.

Наконец, в 2020 году «Унесенных ветром» вспоминали уже как минимум два раза. В первый раз фильм упомянул Дональд Трамп, когда услышал, что «Оскар» достался фильму «Паразиты». Тогда американский президент удивился, что награду дали южнокорейской ленте и задался вопросом, почему бы вместо этого не отметить «Унесенных ветром».

А уже после открытия сервиса HBO Max режиссер и сценарист фильма «12 лет рабства» Джон Ридли в колонке для Los Angeles Times попросил убрать ленту с платформы. «Паузы в игнорировании ужасов рабства в этом фильме существуют только для того, чтобы повторить некоторые из самых болезненных стереотипов о цветных людях, — написал он. — Больно листать библиотеку и видеть там фильм, который помог увековечить расизм, который заставляет разгневанных и скорбящих американцев выходить на улицы».

Но есть и другая точка зрения. В 2011 году критик New Yorker Хилтон Элс написал воспоминание о романе «Унесенные ветром» и фильме, который сняли на его основе. «Я могу с уверенностью сказать, что мировоззрение родившейся в Атланте Маргарет Митчелл помогло мне увидеть, как расистские фантазии рождаются из своего рода реализма — реализма невежественного угнетателя, — написал он. — Деньги — то есть рабство и торговля — главное в истории, которую она рассказывает, потому что она обеспечивает безопасность и однородность белого мира. Но после того, как чернокожих „освободили“, некоторые из них пошли в политику, и именно их чернота в сочетании с „высокомерным“ отношением и пугает белого южанина».