В Госдуму внесли законопроект, посвященный регулированию майнинга криптовалют. Он также вводит ограничения на оборот цифровых активов: законом предусмотрен запрет рекламы криптовалют и использования российской информационной структуры для реализации сделок с ней. RTVI поговорил с участниками отрасли, что они думают про последствия для их бизнеса. Компании, занимающиеся майнингом приветствуют инициативу депутатов, объясняя ее высокими прибылями в российский бюджет. Криптобиржи отмечают, что законопроект может повлиять на отток кадров, работающих в компаниях зарубежных юрисдикций.

В чем суть законопроекта

Законопроект внесен депутатами от всех пяти фракций Госдумы, включая главу комитета по финрынку Анатолия Аксакова и зампреда Госдумы Алексея Гордеева. Согласно документу, цифровая валюта, полученная в результате майнинга, «подлежит реализации без использования российской информационной инфраструктуры», за исключением сделок в рамках экспериментального правового режима.

Таким образом, продавать криптовалюту можно будет либо через иностранные биржи и обменники, либо через созданную в рамках эксперимента площадку. В пояснительной записке к документу говорится, что требования к деятельности физических и юридических лиц будет устанавливать правительство вместе с ЦБ. Кроме того, законопроект устанавливает запрет на рекламу криптовалюты и связанных с ней услуг.

По мнению авторов законопроекта, он позволит «легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также уплачивать в бюджеты всех уровней соответствующие налоги». По словам Аксакова, законопроект могут принять в трех чтениях в декабре, так как он должен начать действовать с 1 февраля 2023 года.

Мнение рынка

Основатель и генеральный директор оператора дата-центров для майнинга BitRiver Игорь Рунец положительно отнесся к законопроекту. В комментарии для RTVI он сказал: «Мы позитивно оцениваем возможность купли-продажи криптовалюты на территории России в рамках экспериментальных правовых режимов, что позволит получать выручку на территории РФ, российское банковское финансирование на реализацию инвестиционных проектов и избежать блокировки транзакций в связи с действиями недружественных стран». По оценкам предпринимателя, майнинг может принести в казну России более 50 млрд руб. только за первый год работы законопроекта.

Александр Рюмин / ТАСС

Рунец отметил, что участники рынка готовы включаться в процесс подготовки поправок к законопроекту. В частности, по его словам, необходима детализация действий майнеров, которые будут производить криптовалюту, а также лиц, которые будут владеть ею и обменивать через российскую площадку.

Генеральный директор Intelion Data Systems Тимофей Семенов в комментарии RTVI также приветствовал законопроект, как «некий фундамент, на котором можно будет строить дальнейшую работу по легализации отрасли».

«Для нас главное, что этот законопроект формализует крипто деятельность и выводит майнинг из серой зоны, что, по нашему мнению, повлечет за собой приток в отрасль крупных инвесторов и структур, которые смогут легально начать оперировать на данном рынке. После признания этой детальности и ее законодательного определения она получит бурное развитие и приток капитала, что в свою очередь станет потенциалом для экономического развития смежных отраслей», — считает Семенов.

Введение экспериментального правового режима обмена криптовалют, по мнению гендиректора Intelion, позволит, в том числе, российским компаниям-импортерам, которые сталкиваются с ограничениями в платежах иностранным поставщикам, облегчить свою деятельность.

«Мы понимаем, что данный законопроект требует дальнейшей проработки, но безусловно уверены, что это отличный шаг вперед. По мере его расширения, одной из вероятных проблем, как мы видим, может стать централизованная продажа криптовалют через уполномоченную платформу. К решению этого процесса надо подходить очень взвешенно, с учетом мнения участников рынка, чтобы избежать ситуации ухода продажи и обмена криптовалют в серую зону. Это может произойти, если, например будет только одна централизованная площадка с невыгодным курсом обмена», — предполагает Семенов.

В сервисе мониторинга обменных пунктов Bestchange сообщили RTVI, что относятся к законопроекту нейтрально: «Он направлен исключительно на добавление понятия «майнинг» в юридическую плоскость страны, и из новых запретов там появляется лишь запрет рекламы российских криптопроектов, который и ранее де-факто существовал в медиа».

По мнению представителей Bestchange, сама тенденция и изначальный законопроект о регулировании оборота криптовалют вреден как для индустрии, так и для развития одной из высокотехнологичных сфер внутри страны. «В итоге вместо поддержки айтишников и притока налогов от высокомаржинальной деятельности, мы видим отток специалистов и смену юрисдикций для компаний», — отмечают в агрегаторе.

При этом в Bestchange указывают, что законопроектом предлагается внести правки в уже действующее законодательство, а именно в «Закон о цифровых финансовых активах», по которому указанная деятельность уже была запрещена ранее, и сделать исключение для майнинга.

«В этом смысле законопроект можно даже считать позитивным, если бы не попытка расширить запрет распространения информации еще и на рекламу. Из-за неоднозначной формулировки непонятно, как это скажется на возможности рекламировать иностранные криптопроекты на российских площадках среди аудитории из России», — говорят представители сервиса.

Поправки в законодательство, скорее всего, не скажутся на оттоке компаний, поскольку бизнес из сферы криптовалют сменил свою юрисдикцию еще во времена принятия «Закона о ЦФА». Однако поправки могут стать решающим моментом в принятии решения о релокации сотрудников компаний из страны. Тогда бюджет потеряет доходы не от бизнеса, но от физических лиц, принимающих участие в его деятельности, обращают внимание в Bestchange.

По мнению генерального директора Indefibank Сергея Менделеева, формулировка в законопроекте о запрете «рекламы или предложения в иной форме неограниченному кругу лиц криптовалют, а также товаров, работ и услуг, связанных с ее выпуском и обращением, за исключением майнинга», приведет к полному запрету оборота криптовалюты в стране.

«Все просто уйдет в даркнет. Примерно как с казино — убили легальный бизнес, расцвели подпольные катраны, только государство лишилось налогов. А в крипте государство лишится будущего IT-индустрии, развитие которой просто немыслимо сейчас без web 3.0, криптовалют, смартконтрактов и блокчейна. Ну, может так и задумано, не знаю. Надо бы спросить у авторов законопроекта», — рассуждает Менделеев.

По словам Менделеева, днем ранее отрасль обсуждала новость о возможных формах российских регулируемых площадок криптовалюты и никак не ожидала увидеть прямо противоположный проект. «Уверен что без ЦБ тут не обошлось, но как известно спешка хороша только при охоте на блох. Никаких логичных предпосылок к подобным запретительным шагам разумеется не было», — считает эксперт.

Планы полного запрета на оборот криптовалюты

Соавтор законопроекта Анатолий Аксаков в разговоре с РБК сообщил, что власти намерены добиться полного запрета оборота криптовалюты в стране. В дальнейшем, по его словам, будет введена ответственность за использование криптовалюты как средства платежа в рамках российской юрисдикции.

По словам Аксакова, позже планируется внесение законопроекта об экспериментальных правовых режимах, в рамках которых будет разрешено использование криптовалют, например, для расчетов с зарубежными странами.

«Для этого, в том числе, намайненная криптовалюта может быть использована. То есть, она сможет учитываться в российских информационных системах, распределенных реестрах, в соответствии с российским законодательством. Законопроект, я думаю, на следующей неделе появится, и мы постараемся синхронизировать его принятие с этим законом по майнингу», — сообщил депутат.

Ранее о возможности использования криптовалют для расчетов во внешнеторговых отношениях в интервью RTVI говорил глава департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков.