Израильский парламент впервые за три с половиной года принял бюджет. В течение трех суток Кнессет обсуждал проект, который представило «правительство перемен». При том, что оппозицию и коалицию разделяют два мандата, накануне самому документу предрекали «легкую судьбу». На этом фоне одобрение документа Кнессетом стало большим ударом по оппозиции. Еще до заседания появилась информация, что бывший премьер Биньямин Нетаньяху готов уйти из политики. О том, что теперь ждет страну, — в материале корреспондента RTVI в Израиле Бориса Штерна.
«Такого еще не было!» — так говорят практически все. Конечно, бюджет и раньше обсуждали, но вот до такой степени бурно и креативно — никогда. Раньше депутатов не удаляли через пять минут после начала заседания, как это произошло с членом «Ликуда» Давидом Амсалемом. Никогда раньше депутаты не мяукали. Первым это сделал представитель религиозной партии ШАС Моше Абутбуль, озвучив питомца во время выступления премьера с намеком на 12 млн шекелей (почти $4 млн) в бюджете на помощь бездомным кошкам.
Но это скорее внешняя сторона момента. Внутри все выглядело менее весело. В оппозиции прекрасно понимали, что идея министра Элькина о досрочном голосовании по бюджету — а речь именно о ней — сработает. Только там, где коалиция проекту ставила плюс, оппозиция ставила минус.
Мики Зоар, депутат Кнессета, партия «Ликуд»: «По поводу бюджета сложно что-то сказать, но, вероятнее всего, он пройдет, потому что у коалиции есть большинство в 61 мандат. Мы, конечно, пытались этому помешать, но не получилось. Коалиция выиграла».
Мики Зоар, один из политиков ближнего круга бывшего премьера Биньямина Нетаньяху, вполне трезво оценивает ситуацию. Этот прогноз он сделал в среду, еще до начала голосования. Но добавил, что главное всех ждет уже после того, как бюджет примут.
Мики Зоар, депутат Кнессета, партия «Ликуд»: «Я думаю, что уже после того, как бюджет пройдет, начнется самое интересное. Политические комбинации и провокации, которые, собственно, развалят коалицию и вернут настоящих правых к власти».
Это главный посыл Нетаньяху, который он формулировал ежедневно с момента ухода с поста премьера: «Коалиция формальна, идеология важнее». Но в самой коалиции повестка выглядит иначе. Бюджет — это не для спасения депутатского кресла. Бюджет — то, что необходимо гражданам.
Евгений Сова, глава фракции НДИ в Кнессете: «Я напомню, что последний раз в Кнессете бюджет проходил в 2018 году. Три с половиной года мы жили фактически без бюджета, и, безусловно, это важный день для государства, для экономики и для всех граждан».
«Наш дом Израиль» — партия министра финансов и главного составителя бюджета, которую представляет в Кнессете Евгений Сова, смогла максимально учесть интересы своего электората. Увеличение пенсий и минимальной зарплаты, льготы для пожилых израильтян — все это Авигдор Либерман записывает себе в плюс.
У других политиков даже с принятым бюджетом ситуация хуже. Электорат премьера Нафтали Беннета постепенно растворяется, поддержка министра юстиции Гидеона Саара сходит на нет. И это при том, что большинство экспертов утверждает — это далеко не худшее правительство и коалиция, даже с учетом наличия мощного арабского влияния. Задача Нетаньяху была в обратном: доказать, что правительство совершает ошибки.
Весь контакт оппозиции и коалиции — это взаимные претензии. Нетаньяху говорит, что Яир Лапид назначил сестру жены на престижную работу, глава МИД опровергает: это волонтерская должность, там нет зарплаты. Бывший премьер обвиняет коалиционную партию РААМ в финансировании ХАМАСа. Беннет клянется, что ни один цент из бюджета в Газу не попадет. Нетаньяху критикует бюджет за налоги и псевдореформы. В Минфине объясняют, что речь идет о защите окружающей среды, а реформы — это путь либерализации рынка.
Страсти достигли такого накала, что во время голосования по бюджету сам Нетаньяху стал допускать ошибки. Например, он шесть раз проголосовал с коалицией. Премьер же парировал шутки по этому поводу: «Бывает, что вы ошибаетесь во время голосования. Спросите любого, кто голосовал за Беннета».
Но самым удивительным фоном всего процесса голосования за бюджет стал слух о том, что Нетаньяху в случае принятия проекта уйдет из политики. Пост лидера «Ликуда» займет другой человек, и партия с 30 мандатами войдет в коалицию, потеснив всех, и выставив за ее рамки левых. Часть наблюдателей утверждала, что с учетом всех внутренних коалиционных трений такой ход бывшего премьера поставил бы всех в тупик. Но даже в самой оппозиции говорят — это фейк.
Мики Зоар, депутат Кнессета, партия «Ликуд»: «Это спекуляция. Нетаньяху не собирается никуда уходить. Он останется главой „Ликуда“, и мы вернем свое влияние. Мы усиливаемся в опросах, мы справимся с ситуацией. Израильтяне впервые могут сравнить то, как управляют страной правые в течение 12 лет, и как это делают псевдо-правые или левые с Беннетом».
В коалиции вообще считают, что не важно, что сделает Нетаньяху.
Евгений Сова, глава фракции НДИ в Кнессете: «Нас интересует не что делает Биньямин Нетаньяху, а что делаем мы в коалиции. Мы за последние пять месяцев провели достаточно много важных решений. И абсолютно не важно, что предпримет глава оппозиции. Я надеюсь, что это правительство продержится до окончания своей каденции».
В итоге ситуация парадоксальна. Правительство за шесть месяцев, при всей своей разнородности, склоках и противоречиях, проводит бюджет. Досрочные выборы откладываются на неопределенный срок. Стратегия Зеэва Элькина оказалась правильной. Бюджет, составленный Авигдором Либерманом, стал государственным документом. И при всем этом никто не знает, что будет дальше. Нетаньяху способен удивлять, способен побеждать и умеет проигрывать.