За два месяца самоизоляции на дистанционный режим перешли не только офисы, но и церкви. Свой ютьюб-канал у пермской церкви евангелистов-пятидесятников «Новый завет» был давно, а с апреля на нем выходит детская передача «Воскресная школа». Случайных зрителей удивили жесткие и весьма радикальные высказывания ведущих о смерти, грехах и наказаниях. Многие засомневались, подходит ли такой контент для детей. Разобраться в этой непростой истории RTVI помогли епископ евангельской веры, историк церкви и пресвитер церкви евангельских христиан-баптистов.
Говорить о «Воскресной школе» начали 27 мая, когда в твиттере опубликовали нарезку с особо спорными моментами. «Когда люди ведут себя очень плохо, не верят в господа, не живут, как учит нас Библия, они заслуживают смерти. Мы бы с вами, ребятки, тоже заслужили смерти, потому что мы тоже часто бываем непослушными», — говорит ведущая в пасхальном выпуске программы. Чтобы показать, какие страдания Иисус «испытал ради нас», она тыкает своего соведущего — куклу Сережу — гвоздем и надевает на него терновый венок.
В другом эпизоде детям рассказывают о нелегкой жизни апостола Павла. «Они бросали в него толстые камни, обзывали его и даже плевали в него. Они просто хотели его убить», — говорит ведущая. «Это новая передача „Покойтесь с миром, малыши“», — предположили в твиттере. Авторы программы, вероятно, ожидали слегка другую реакцию.
Член правления Российского христианского Союза веры евангельской епископ Константин Бендас считает, что главная проблема видео — неправильная подача. «Вопрос не в том, нужно ли об этом говорить, а в том, как это делать. Уверяю вас, на занятиях воскресной школы в православной церкви рассказывают примерно то же самое. Просто все зависит от такта, искусности, даже мудрости преподавателя», — объясняет епископ.
Пресвитер церкви евангельских христиан-баптистов Алексей Маркевич тоже уверен, что, говоря о Библии, обойти тему смерти никак нельзя. «Смерть и воскресение Иисуса Христа — это центр христианской веры для христиан любой конфессии. Говорить об этом нужно со всеми, в том числе и с детьми. Просто делать это надо с учетом возрастной психологии», — говорит Маркевич.
По словам авторов видео, программу они снимали для детей 3–6 лет. Именно поэтому она попала в раздел YouTube Детям, что тоже возмутило зрителей. Нежелательный контент алгоритмы хостинга быстро отсеивают, так что создатели поставили перед собой весьма сложную задачу — доступным языком донести до ребенка, что такое грех.
«Женщина в кадре идет по самому простому пути: „Ты не слушаешься родителей. Это плохо, это грех“. Это единственный пример, который может понять трехлетний ребенок. Для него основа всего — это папа с мамой, которые говорят: „Хорошо. Плохо. Это не трогай, в рот не бери“», — рассуждает епископ Константин Бендас.
Историк церкви Сергей Бычков отмечает, что свою роль в истории может играть и география. «Пастор этой общины Эдуард Гробовенко — очень образованный, уважаемый человек. Но дело происходит в Перми, и провинциализм, конечно, накладывает свой отпечаток. Это все же стоит учитывать. Категоричность присуща многим провинциальным священникам, не только протестантам», — рассказывает он.
И все же тот факт, что евангелисты — протестанты, важен. В этом направлении христианства к греховности относятся куда строже. «Протестанты стараются жить по Евангелию, по жестким моральным заповедям, они очень законопослушны», — отмечает Бычков. Из-за этого, в частности, РПЦ относится к протестантам «очень ревниво».
Еще от православных христиан их отличает особая сплоченность и социальная активность. «У протестантов очень мощная община, они живут, как одна семья. А по всей России у них работает масса центров, которые помогают алкоголикам и наркозависимым», — говорит историк.
По одному ролику конкретной церкви нельзя судить о целой конфессии, уверен пресвитер Алексей Маркевич. «К евангелистам относят и евангельских христиан, и христиан веры евангельской, и евангельских христиан-баптистов, и еще много кого. Все их вероучения очень похожи, так что различия возникают скорее между людьми. Кто-то более образован, а кто-то меньше, у кого-то есть талант работы с детьми, а другим не дано», — объясняет пресвитер.
«Нужно ли говорить с ребенком о грехе и смерти? Нужно, и чем раньше, тем лучше. Нужно находить правильные слова, правильные жесты, выражения лица, примеры», — считает епископ Константин Бендас. Причем делать это должна не только церковь, но и родители. «Если воспитанием не буду заниматься родители, то за них это сделает улица, дурная компания, телевизор. Некоторые говорят, что бояться ранить психику, но оградить ребенка от всего плохого в этом мире невозможно. Говорить о неудобных вещах, говорить о болезненных вещах — это наша родительская обязанность», — добавил он.