Если раньше гадали, чем закончится «Игра престолов», то теперь ломают копья в спорах о том, почему она завершилась именно так, а не иначе. В минувшее воскресенье мир увидел финальный эпизод главной киносаги десятилетия. Только в первый день, только на одной платформе НВО его посмотрели почти двадцать миллионов человек. В Москве на «РЖД-арене» финал смотрели на гигантском экране сразу 10 тысяч человек — специальный показ для российских зрителей организовала «Амедиатека». А позже полтора миллиона человек подписали петицию с требованием переписать сценарий и переснять весь последний сезон. Что привело одних преданных фанатов в отчаяние, а других — в бешенство, разбирался Тихон Дзядко.
Все, конечно, могло бы закончиться иначе. Сериал могли бы продлить еще на несколько сезонов. Дейнерис могла бы уничтожить еще несколько миллионов человек для их же собственного блага. Джон Сноу мог бы заявить, что имеет право на Железный трон. Тирион Ланистер, конечно, мог бы оказаться злодеем (просто ради фана). А Серсея — выжить и в финале убить всех или почти всех. Но все равно недовольных зрителей осталось бы достаточно. Как в Москве — среди десяти тысяч смотревших финальный эпизод, которых сервис «Амедиатека» собрал на стадионе.
Если до последнего сезона мир делился на «смотрел „Игру Престолов‟» и «не смотрел „Игру Престолов‟», то теперь водораздел — это понравился последний сезон или нет. Недовольных немало, и они записывают обзоры в ютьюбе, набирающие миллионы просмотров, пишут жалобы в соцсетях у актеров сериала и даже создают петицию к каналу НВО с требованием переснять последний сезон и сменить сценаристов. Свои подписи оставили уже полтора миллиона человек.
Петиция на Change.org: «Дэвид Бениофф и Ди Би Вайс доказали свою полную некомпетентность, когда у них нет исходного материала, то есть книг, на который они могут опереться».
Историк Тамара Эйдельман, внимательный зритель сериала и внимательный читатель книг Джорджа Мартина, недоумевает по поводу негодования фанатов. Да, «Игра престолов» уже не та. Но это сериалу только на пользу.
Тамара Эйдельман, историк: «Я считаю, что каждый, кто ставит подпись под этой петицией, должен перечислять 1000 долларов в фонд финансирования нового сезона. <…> Сериал начинался как очень хороший сериал — с интригами, с разговорами, с декорациями, — все было классно. Потом начинаются эти претензии: что кончились книги, и литературный материал действительно стал немножечко провисать. Зато это стало настоящее кино! Антон Долин очень хорошо это сформулировал: в „Игре престолов‟ кинематограф победил сериал».
Но «Игра престолов» — уже не только кинематограф и не только сериал. За восемь сезонов для миллионов зрителей это стало чем-то большим. Это стало предметом живого обсуждения между японцем и грузином, шведом и канадцем, русским и американцем. Этот сериал связал континенты и предложил людям из разных миров общую страсть.
Неудивительно, что за последние восемь лет родились сотни совершенно настоящих детей по имени Кхалиси, Арья и Тирион. Зрители сроднились с персонажами, полюбили одних, возненавидели других, позже простили тех, кого ненавидели… В общем, почти поверили в существование Вестероса со всеми его жителями. Прямо как в России начала 90-х поверили в существование дома Сиси Кепвела, и точно так же каждый мог угадать по одной ноте заставку любимого сериала.
За 73 серии «Игры престолов» фанаты, кажется, приняли этот сериал как нечто реальное. И, как и с реальностью, не соглашаются. Как будто неважно, что там драконы, трехглазый ворон и плачущие деревья. На странное расположение войск в битве с белыми ходоками искренне обижаются. На гибель любимых героев реагируют как на личную драму.
Продюсер Сергей Корнихин, который сам выпускает сериалы, — среди тех, кого концовка разочаровала. Ведь все предыдущие сезоны нас — тех, кто переживал «Красную свадьбу» и сожжение дочери Станниса Баратеона — вовсе не готовили к тому, что хорошие выживут и победят, а плохие сгинут.
Сергей Корнихин, кинопродюсер: «Самое красивое, если бы это была случайная пуля. Моя ставка была, что это будет Бронн с этим арбалетом, с которым он ходил весь сезон и всем грозил. <…> То, как они это сделали, я бы решил иначе. Вдруг начали спрямлять углы, как в боевиках класса Б, на которых в 90-х мы все выросли. Когда Чак Норрис, в восьмой раз пробитый пулями, вставал и побеждал врагов. Концовка по стилю и по конструкции не соответствует всему тому, к чему нас приучали эти восемь сезонов. Нам никто не обещал, что будет какая-то справедливость, что будет какая-то победа. Нас приучили к тому, что все будет строиться хаотическим образом, а тут финал абсолютно сказочный».
Вопрос в том, должна ли сказка следовать правилам? Тем более, что и сказка иногда отражает жизнь.
Тамара Эйдельман, историк: «Вот была одна страна, в которой была гражданская война. Она ее совершенно раскурочила в пух и прах. Менялись правители, приходили самозванцы, была иностранная интервенция, заняли столицу, крепость в этой столице. Потом пришло ополчение, собранное разными силами, выгнало интервентов, собрались представители всей земли и выбрали Михаила Романова. Абсолютно реальная история».
Реальность ворвалась в финальный сезон эпической драмы в виде стаканчика из кофейни Старбакс и пластиковой бутылки с водой прямо в кадре. Ляпы (знак того, что последние серии снимались впопыхах) тоже возмутили зрителей. Как возмутила слишком легкая смерть Короля Ночи и одного из трех драконов, скомканное убийство Дейнерис, а также неожиданно наступившая демократия и всеобщая толерантность в завершение киношедевра.
Впрочем, низкий рейтинг на сайте Rotten Tomatos не мешает авторам и продюсерам зарабатывать на славе «Игры престолов». В ближайших планах уже четыре спин-оффа. То есть появятся некие ответвления от сериала, и все в рамках вселенной Джорджа Мартина. Можно не сомневаться, что мы бросимся смотреть, ждать следующих серий обязательно останемся чем-то недовольны.