29 октября в российский прокат вышел фильм режиссерки Ксении Ратушной «Аутло». Это сложная картина с параллельными вселенными. В одной из них школьник-гей влюбляется в своего одноклассника, в другой — советский генерал закрутил роман с трансгендером. От показа фильма отказались многие площадки, в том числе Третьяковская галерея. Проблемы из-за картины появились и у организаторов ханты-мансийского фестиваля «Дух огня», где она получила несколько премий, в том числе за лучший дебют. Подробности о провокационном фильме и его непростой судьбе — в материале RTVI.

История о любви, за которую можно пострадать

«Аутло» состоит из двух параллельных сюжетов. В первом подросток Никита приходит в новую школу, где влюбляется в брутального одноклассника по кличке Альфач. Тот смеется на уроках над шутками друзей о картинах Босха, а потом вместе с ними избивает и грабит людей на улицах московского района Чертаново.

Никита неловко пытается прибиться к банде Альфача, но вместо взаимности получает кулаком в лицо за то, что снимал погоню за очередными жертвами. Ролик в итоге понравился беспредельщикам и они приняли Никиту к себе.

AYTLO 1

Фотография: кадр из видео Irony Production / YouTube

В этом сюжете есть еще два важных персонажа. Девушка Аутло, преступления которой, например, убийство женщины в супермаркете, покрывает в обмен на интим престарелый бывший советский функционер. И учитель, который советует Никите вести себя как все, но потом выходит в школьный коридор в образе транссексуала. Аутло, кстати, тоже понравился Альфач, но она в отличие от Никиты действует решительно — похищает его и приводит к себе.. А там все происходит в лучших традициях БДСМ-вечеринок.

Вторая история повествует о советском генерале, который влюбляется в трансгендерную танцовщицу Нину. От ее красоты и танцев он теряет связь с реальностью, в которую его возвращают сотрудники органов. В итоге его арестовывают за аморальную связь.

«Аутло» — это, конечно же, фильм о любви. Но не той, которую показывают в сотнях американских или российских ромкомов, а о запретной — за которую наказывают. Причем не только физически, но и морально. Никита поэтому ходит по самой грани: того и гляди он сорвется и выдаст свои чувства Альфачу, а тот, следуя устоявшимся канонам, изобьет его. О запретной любви говорит и Нина во время одной из встреч с генералом. Она спрашивает, читал ли он «Лолиту» Набокова и поясняет, что это книга именно о любви.

Проблемы картины в суровой российской действительности

Продюсерка «Аутло» Вероника Чибис рассказала RTVI, что с самого начала создатели столкнулись с проблемой самоцензуры людей, с которым им приходилось работать. «Начиная с кастингов, многие актеры боялись, что если они сыграют роль трансгендеров, то это будет какой-то их каминг-аут. Не дай бог это бросит тень на них, цисгендерных мужчин. Нам отказывали студии постпродакшена по необъяснимым причинам, причем на любых условиях», — вспоминала она.

При этом прокатное удостоверение Минкульта создатели получили довольно легко, что стало для них неожиданностью. Они предполагали, что это будет долгий процесс, но в итоге ведомство попросило убрать только короткую сцену со священником. Больше того, в Минкульте даже дали несколько советов по художественной части.

«Дальше началась следующая серия проблем. На „Кинотавр“ нас, естественно, не взяли, но изначально очень хотел фестиваль „Дух огня“. Мы с огромным удовольствием туда поехали», — рассказала Чибис.

Уже по дороге в Шереметьево они увидели заголовки местных газет, в которых говорилось, что в регион едут «пидорасы». Авторы картины тогда задумались, стоит ли ехать в Ханты-Мансийск. Но, по словам Чибис, организаторы фестиваля сделали все, чтобы они комфортно себя чувствовали. Когда встал вопрос о возможной отмене показа, за картину вступились не только представители фестиваля, но и местные власти, которые, отметила Чибис, очень любят «Дух огня». «Мы до последнего не знали, что нам дадут призы и думали, что уедем без них. Но жюри выступило как огромные молодцы, смелые», — добавила продюсерка.

У «Аутло» были проблемы и с поиском прокатчиков. Чибис отметила, что они вели переговоры с 28 компаниями. «Кто-то отказывался из-за бизнеса, думали, что фильм не окупится. Кто-то отказывался по причине того, что не нравится картина, кто-то отказывался, потому что не хотели брать такое рискованное кино», — сказала она.

В один момент создатели фильма думали, что обойдутся без прокатчиков, но сотрудничать согласился Владислав Пастернак из компании HHG. Однако на стадии премьеры от фильма начали отказываться площадки. Премьерный показ не захотели проводить «Каро», «Художественный», «Гоголь-центр», «Стрелка» и «Президент-отель». В итоге премьеру удалось провести в «Пяти звездах».

AYTLO 2

Фотография: кадр из видео Irony Production / YouTube

«Дальше у нас были расписаны спецпоказы, но и они потихоньку начали сливаться. Оставалась до последнего Третьяковка, и там произошла совершенно непонятная история. Они выкинули билеты в продажу, мы везде тоже анонсировали, и дальше по загадочному звонку сверху показ отменяется. Вся информация убирается», — рассказала Чибис.

Чибис, как одной из создательниц, нравится, что картину обсуждают, но с другой стороны они уже устали от этой ситуации и им хочется просто работать. Через три недели после выхода в кинотеатрах картина должна появиться на онлайн-площадках, в частности, на Okko. По словам продюсерки, она теперь уже боится говорить «появится».

Чибис также отметила, что многие руководители снимали показы и не давали им премьерных площадок только из-за собственных страхов. «Ситуация с „Духом огня“ наводит на мысль, что я поставлю к себе в кинотеатр, потом ко мне придет СК, зачем мне нужно, чтобы меня полгода таскали на допросы и проверяли, был ли кто-то младше 18. Вопрос самоцензуры и страха — это то, с чем мы на протяжении трех лет сталкивались каждую неделю», — пояснила она.

Что случилось с «Духом огня»?

О проблемах фестиваля после показа «Аутло» 23 октября написал программный директор «Духа огня» Борис Нелепо. Он рассказал, что за всю жизнь не помнит такого давления, которое было на них оказано после показа картины. «Весь фестиваль я провел с телефоном, по которому часами и часами общался с разными инстанциями», — вспомнил Нелепо. Он отметил, что при этом власти Ханты-Мансийского автономного круга, где проходит фестиваль, не обсуждали отмену показа.

По словам Нелепо, против «Аутло» начали выступать некие активисты, которые писали официальные письма властям, а в соцсетях говорили, что «москвичи везут разврат на чистую сибирскую землю». Эти люди даже вызвали на показ фильма полицию, которая однако не нашла никаких нарушений.

Нелепо считает, что затем активисты они написали детскому омбудсмену, что привело к проверке по линии Генеральной прокуратуры. «Когда тебя проверяет Генеральная прокуратура, это действительно очень страшно, потому что ты всегда неправ. Если к тебе пришли с проверкой, то это значит, что ты уже априори виноват. И во всем подозрителен», — подчеркнул Нелепо.

27 октября стало известно, что организатора «Духа огня» Ларису Журавлеву оштрафовали на 50 тысяч рублей за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Об этом ей сообщил судебный пристав, по словам которого, в августе над ней состоялся суд, о котором она не знала.

Чибис предположила, что вряд ли гонения против фестиваля начали местные власти. «Я думаю, что это прекрасная история, когда кто-то сильно поусердствовал, может ему не понравился фильм, а может слишком понравился он и не понравились мы. Он написал заявление, на которое органы не могли не отреагировать. Если к тебе приходит заявление о нарушении закона, дальше начинается проверка и просто запустилась машина», — подчеркнула продюсерка.