Коллекционер из Валенсии захотел восстановить копию картины «Непорочное зачатие» Бартоломео Эстебан Мурильо и обратился к реставратору мебели. Тот взял за работу €1,2 тысячи, но в итоге изуродовал лицо Девы Марии, которая занимает центральное место в композиции. Впрочем, не только копии, но и оригиналы работ мастеров прошлого нередко становятся жертвами реставраторов — RTVI вспоминает самые примечательные случаи.

Реставратора заказчик знал, по его словам, «всю жизнь» — тот не раз занимался ремонтом мебели в его доме и свою работу выполнял идеально. Но в этот раз коллекционер поручил ему восстановить копию «Непорочного зачатия», которая от времени потемнела.

Когда картину вернули владельцу, последний изрядно удивился: лицо Девы Марии на картине было совсем не похоже на оригинал и напоминало скорее о «реставрации» Ecce Homo в 2012 году. Исполнитель заказа утверждал, что только почистил полотно, и не переделывал лицо. Коллекционер возмутился и потребовал объяснений, после чего реставратор согласился отнести картину «специалистам», которые все сделают, как надо.

Вторая попытка тоже обернулась неудачей, и тогда коллекционер решил больше не прибегать к услугам реставратора или его знакомых. «С каждым разом будет только хуже», — сказал он. Владелец картины объяснил, что обратился к проверенному человеку, потому что был уверен в его мастерстве, но теперь понял разницу между реставрацией мебели и предметов искусства.

Вице-президент по коммуникациям испанской ассоциации профессиональных реставраторов ACRE Мария Борха рассказала, что, к сожалению, такие примеры нередки. «Часто работой занимаются люди без особой квалификации. Работы подвергаются вмешательству непрофессионалов, из-за чего происходят необратимые изменения», — подчеркнула она.

Точку зрения Борха поддержал и бывший глава организации и профессор Галисийский школы сохранения и восстановления культурного наследия Фернандо Каррера. В разговоре с Guardian он назвал таких реставраторов «неряхами, которые все портят».

ACRE после новостей о неудачном восстановлении копии «Непорочного зачатия» выпустила пресс-релиз, в котором призвали не делать из этого «повод для веселья в СМИ и соцсетях». Организация порекомендовала также не употреблять термин «реставрация» в отношении произошедшего — с точки зрения ACRE, здесь больше подходит слово «вандализм».

В организации напомнили, что в Испании нет законов, которые бы ограничивали непрофессионалов, а поэтому произведения искусства могут оказаться в опасности. В официальных документах нет и упоминания о том, кого можно считать профессиональным реставратором. Примеры такого «восстановления» в ACRE назвали «эндемичных злом» и призвали власти законодательно запретить любителям заниматься реставрацией.

За последние годы в Испании произошло несколько случаев, когда неудачные попытки улучшить произведения искусства становились поводом для новостей в мировых СМИ. Одним из самых знаменитых примеров стало «восстановление» фрески с изображением Иисуса Христа «Се Человек» (Ecce Homo) в сарагосском храме. Работу с разрешения настоятеля поручили прихожанке Сесилии Хименес, которая два года «реставрировала» изображение.

Результат ее трудов в СМИ и соцсетях окрестили «Се обезьяна» (Ecce mono). Это аллюзия на оригинальное название. Встречается также вариант «Пушистый Иисус». Поначалу фреску хотели вернуть к оригинальному состоянию, но в итоге церковь решила использовать результат «реставрации», чтобы заработать, и посмотреть на нее стали пускать за дополнительную плату. Хименес возмутилась и обратилась к адвокатам, чтобы получать часть прибыли как соавтор.

В 2018 году любитель из мастерской в Памплоне решил своими силами «отреставрировать» статую Святого Георгия. Он перекрасил деревянный памятник XVI века так, что тот стал похож на работу примитивистов. В итоге местным властям пришлось отдать его настоящим реставраторам, на что ушло несколько месяцев. Тем не менее около 45% оригинальной полихромии оказалось безвозвратно утеряно.

В сентябре 2018 года прихожанка церкви в Астурии с разрешения священника покрасила средневековые статуи Иисуса и Девы Марии, которые стояли в храме. Для работы она выбрала краски, которые понравились ей и ее соседям. В итоге одеяние младенца Иисуса она сделала ярко-зеленым, а одежду Богоматери покрасила в ярко-розовый.