Минфин США снял санкции с компаний российского бизнесмена Олега Дерипаски. Ограничения убрали после того, как он отказался от контроля над компаниями En+, «Русал» и «ЕвроСибЭнерго». Теперь советы директоров трех фирм будут состоять из неподконтрольных миллиардеру европейцев и американцев. При этом санкции в отношении самого Дерипаски остаются в силе. О том, кому на самом деле выгодно такое решение американских властей, — в материале Сергея Морозова.
Решением вывести российские компании из-под санкций недовольны все. В России говорят: «Сдали „Русал‟ западным менеджерам», а на Западе возмущаются: «Мы сделали подарок Путину». На сайте Министерства финансов США это объявление было опубликовано достаточно скромно: «Компании „Русал‟, En+ и „ЕвроСибЭнерго‟ выводятся из-под санкций. Западные издания уверяют, что в российских офисах компаний эти строчки вызвали тайное ликование.
И это неудивительно: до введения санкций «Русал» стоил $9 млрд, после — стоимость рухнула вдвое. А как только санкции сняли, акции «Русала» в Гонконге выросли на 9%, а алюминий в Лондоне подешевел на полтора процента. «Победа для Путина и Дерипаски. А что мы, американский народ, получили взамен? Ничего» — написал в своем твиттере бывший посол США в России Майкл Макфол. Американское министерство торговли поспешило объяснить, почему компании вывели из-под удара.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Доля акций Дерипаски в «Русале» теперь меньше 50%, а большинство в совете директоров — не россияне. Американская пресса вновь напомнила, что российский бизнесмен — один из ключевых посредников, которые могли связывать штаб Трампа с Кремлем. Не забывают и о его контактах с Полом Манафортом — бывшим главой предвыборного штаба Дональда Трампа.
Чтобы вывести бизнес Дерипаски из-под санкций в таких условиях, потребовалась мощная лоббистская кампания. И Москве помогли неожиданные союзники в тех самых странах, которые обычно требовали ужесточения санкций.
Борис Хейфец, экономист, профессор Финансового университета при Правительстве России: «На Минфин оказали давление и европейцы — в частности, через своих дипломатов. Потому что дипломаты Германии, Франции, Ирландии, Швеции, Италии выступали за отмену санкций в случае выполнения требований Минфина США. Представительство Евросоюза тоже поддержало снятие этих санкций. При этом надо понимать, что это не однозначное решение, потому что некоторые конгрессмены были против. Но тем не менее снятие санкций состоялось».
В качестве уступки Дерипаска вынужден был дать США доступ к отчетности компании и протоколам заседаний Совета директоров, — пишет Wall Street Journal. Но соглашение нигде не опубликовано полностью. А New York Times сообщает, что его условия оказались не такими уж жесткими: Олег Дерипаска, по данным газеты, отдал свои акции бывшей жене, тестю, собственной компании и банку ВТБ, и это не означает, что он утратил контроль.
В министерстве финансов США настаивают, что если кто-то будет голосовать своими акциями в интересах Дерипаски, то эти голоса должны быть отданы другим акционерам. Как это будет происходить, пока не очень понятно. В Кремле новость о том, что большинство в совете директоров крупнейшей алюминиевой компании России теперь занимают иностранцы, не посчитали темой, которая заслуживает комментария.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Беспрецедентное событие: один из крупнейших бизнесменов России, связанный (по убеждению многих) с Кремлем, смог вывести свои компании из-под запретительных мер, оставаясь при этом под персональными санкциями. Правда, ограничения против этих компаний никогда не действовали в полную силу: сами компании так важны для мировой экономики, что Вашингтон все время выдавал и продлевал им временные лицензии, чтобы они могли в той или иной форме продолжать вести бизнес.