Ачхой-Мартановский суд Чечни приговорил к восьми и шести годам колонии братьев Салеха Магамадова и Исмаила Исаева, которых в феврале 2021 года силой вывезли из Нижнего Новгорода в Грозный. Их признали виновными в пособничестве незаконным вооруженным формированиям (НВФ) (ч.5 ст. 33 ч. 2 ст. 208 УК), сообщают «Новая газета» и Znak.com со ссылкой на кризисную группу «СК SOS».
Салех Магамадов приговорен к восьми годам лишения свободы, из которых один год он должен провести в тюрьме (режимное учреждение, где заключенные содержатся в помещениях камерного типа и фактически их не покидают — Прим.RTVI), а оставшийся срок — в колонии строгого режима.
Исмаил Исаев получил шесть лет колонии общего режима.
На заседании 11 февраля гособвинение просило приговорить Магамадова к восьми с половиной годам колонии, Исаева — к шести с половиной годам заключения. Разница в запрашиваемых сроках объяснялась тем, что Исаев был несовершеннолетним на момент совершения преступления, которое ему инкриминируют.
Оба брата настаивали на невиновности, их адвокаты оспорят приговор в апелляционной инстанции. Защита молодых людей считает, что уголовное преследование Магамадова и Исаева связано с их ориентацией, а также с участием в модерации оппозиционного властям Чечни телеграм-канала Osal Nakh 95 (в переводе «Бесстыжие люди»).
Дело против чеченских братьев
Впервые братьев задержали в апреле 2020 года в связи с участием в качестве модераторов в оппозиционном telegram-канале «Osal Nakh 95». Тогда «Российская ЛГБТ-сеть»* помогла им уехать из Чечни в Нижний Новгород. В феврале 2021 года Исаева и Магамадова задержали по делу об участии в незаконном вооруженном формировании и насильно вывезли в Грозный.
По версии следствия, в июне 2020 года они передали одному из боевиков пакет с продуктами. После ареста молодые люди признали вину, однако в итоге отказались от своего признания и заявили, что дело против них сфабриковано.
В марте 2021 года мать задержанных Зара Магамадова записала обращение к уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой с просьбой о помощи. Она утверждала, что дело против ее сыновей сфабриковано, а преследование политически мотивировано. После этого дело братьев передали в управление Следственного комитета по Чеченской республике.
Находясь в СИЗО, братья неоднократно сообщали о пытках в отношении них, а когда суд отказался передавать дело на рассмотрение в другой регион, они объявили голодовку. По мнению братьев, их пытали из-за их гомосексуальности. Управление СК по Чечне отказалось возбуждать уголовное дело из-за жалоб братьев. В постановлении говорилось, что братья вводят суд в заблуждение, стараясь уйти от уголовной ответственности.
* признана в России иностранным агентом