Лидеры Евросоюза согласовали шестой пакет санкций против России из-за ситуации на Украине. В список ограничений вошли частичный запрет на поставки российской нефти (через порты, кроме нефтепровода «Дружба»), а также отключение Сбербанка от системы SWIFT. Опрошенные RTVI эксперты считают, что, несмотря на эти меры, в ближайшее время Европа вряд ли откажется от российских энергоносителей.

Что еще одобрили лидеры ЕС

В «черный список» также вошли три российских государственных СМИ (их названия не указываются), а также персональные санкции против лиц, причастных к «военным преступлениям» на территории Украины, патриарха Кирилла и олимпийской чемпионки Алины Кабаевой. В Сбербанке заявили, что самые тяжелые санкции против банка уже введены, поэтому от новых ограничений большого ущерба не будет.

Как пострадает Россия от нефтяного эмбарго

По подсчетам Bloomberg, потери России от частичного запрета нефти через порты могут составить до $22 млрд. В том числе это будет связано с тем, что Москве придется поставлять больше сырья на азиатский рынок, где покупатели приобретают российские энергоносители с большой скидкой.

Что говорят эксперты о потерях России после введения новых санкций ЕС

Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин

Новый пакет ЕС, конечно, сработает. Думаю, что до конца года мы увидим, что российская добыча нефти в результате сократится на 20-30% к началу следующего года. Других покупателей пока нет, мы можем добавить лишь микроскопические объемы к [уже имеющимся поставкам] в Китай и Индию. Других покупателей российской сырой нефти [кроме ЕС] пока нет.

На мой взгляд, потери России составят больше, чем заявленные Bloomberg $22 млрд, потому что они считают только по цене нефти. А ведь еще надо учитывать потери, связанные с закрытием промыслов, нефтеперерабатывающих заводов, безработицу в компаниях, обслуживающих нефтяную отрасль. Факторов очень много, поэтому потери будут выше, чем озвучивает Bloomberg.

Кроме того, даже если южная ветка [речь о нефтепроводе «Дружба»] останется работать, то это где-то 15 млн т нефти в год. А Россия поставляет в Европу 230 млн т сырой нефти. Поэтому южная ветка на общем фоне малозаметна [в плане прибыли]. Цены наверняка немного подрастут, это уже произошло, сегодня были около $120 [за баррель]. Но какими они будут, предсказать сложно.

Профессор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, исполнительный вице-президент нефтесервисной компании «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель

В 2020 году поставки России в страны Евросоюза составляли 195,7 млн т. На втором месте были страны СНГ — 72,7 млн т, далее США 82,6 и Саудовская Аравия 54 млн т. То есть мы крупнейшие поставщики и, хотя политики Европы явно люди с пониженной социальной ответственностью, без нашей нефти они никуда не денутся.

Полагаю, что схема будет работать точно так же, как со сжиженным газом. Когда, например, Литва громче всех кричит, что покупает вместо российского газа катарский, но на деле прекрасно понимает, что это газ проекта «Ямал СПГ». Предприимчивые люди будут по-прежнему зарабатывать на российских энергоносителях, просто будут чуть-чуть делиться и с Евросоюзом.

Европе в этом плане деваться некуда. Ведь речь идет о горюче-смазочных материалах, нефтехимии и так далее, кроме разве что зеленых технологий и газотурбинных двигателей. Разве что ЕС захочет скатиться в энергетическую нищету. Понятно, что загадывать, что будет через год, в современных условиях бессмысленно. Но я понимаю, что когда вы из своего бюджета вытаскиваете две трети, то это вряд ли положительно скажется на уровне жизни.

Если говорить о прогнозе Bloomberg, то это совсем другая сумма, нежели та, на которую рассчитывает ЕС. Например, мы, если очень грубо прикидывать, должны потерять по меркам Европы где-то $91 млрд. Bloomberg же говорит о $22 млрд.

Да и чем будет заменять Европа? Нефтью из США, Израиля, Азербайджана, Турции? Из Канады или Венесуэлы не выйдет, потому что там тяжелая нефть, да и добыча ее загрязняет природу. Торговля нефтью — это очень дорогой процесс. Естественные запасы нефти существуют всего в нескольких странах, поэтому даже Иран, который находится под жесткими санкциями, вполне успешно торгует с Китаем.

Можно, конечно, перебиваться запасами топлива из Нигерии, Анголы, Кот д’Ивуара, но это какой крюк для танкеров. Поэтому хорошо махать перьями, когда на рынке есть продавцы. А когда их нет, то такие действия превращаются в удел политически безответственных людей. Да и никто не помешает России оформлять свои поставки по разным документам. Однако в этой ситуации решат все не уловки, а реальная экономика, потому что запасы свободной нефти на рынке ограничены. Чудес не бывает, жить без энергии человечество еще не научилось.

Более того, есть важная деталь. Европейские НПЗ давным-давно, десятилетиями настроены на российские сорта нефти, российские смеси. Технологически заменить одно на другое очень непросто, потому что все сорта нефти имеют разные физико-химические свойства. Поэтому даже если новый пакет и будет работать, то далеко не в полную силу.

Что говорят в России по поводу эмбарго

Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил, что Москва найдет других импортеров своей нефти, если Евросоюз отказывается от поставок. По его словам, позиция ЕС говорит о том, что организация находится «не в лучшей форме».

Проблемы с согласованием шестого пакета санкций

Переговоры лидеров стран Евросоюза по шестому пакету санкций ведутся уже более трех недель. 16 мая глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель заявил, что страны ЕС не смогли согласовать шестой пакет санкций против России. До этого он признался, что внутри организации существуют разногласия по вопросу эмбарго на российскую нефть. Однако уже 30 мая премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что его страна поддержит шестой пакет санкций после предоставления гарантий о поставках топлива.

Кроме того, 31 мая стало известно, что Болгария добилась исключения импорта российской нефти до конца 2024 года из эмбарго Евросоюза. Венгрия же сравнивала для себя запрет поставок топлива из России с ударом атомной бомбы.