Из-за отказа Европы от российских газа и нефти на фоне боевых действий на Украине, а также заинтересованности в них со стороны Китая, Индии и других азиатских стран в ближайшее время стоит ожидать полного изменения потоков энергоносителей в мире. Такое мнение в разговоре с RTVI высказал гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Подробнее смотрите в спецрепортаже.

По словам Танкаева, российский газ Европа может частично заменить алжирским. «Алжир — давний поставщик газа на европейский рынок. Примерно 20% газа, который Россия поставляла в Европу, может быть заменено на алжирский газ, но стоить он будет совсем не дешево. Алжир — горячий сторонник рыночных отношений, и никаких санкций против него нет и не было, и, скорее всего, никогда не будет», — сказал он.

Танкаев отметил, что экономика Европы очень эффективна: с точки зрения энергоэффективности производство товаров в Евросоюзе требует в два раза меньше энергии, чем в США и в три раза меньше энергии, чем в Китае. «Но до бесконечности это продолжаться не может», — убежден эксперт.

В будущем Европа все равно «будет рассчитывать на российский газ и нефть», однако это не означает, что подобное сотрудничество будет в свою очередь интересно России, которая к тому времени может укрепиться на азиатском рынке.

«Уйти с европейского рынка мы можем, а вот вернуться? Куда же вернешься, когда такие замечательные партнеры как Китай, Индия, Южная Корея, Пакистан с нетерпением ждут наших энергоносителей — и нашего газа, и нашей нефти, и все им это нужно. И мы, уже устроившись на новых рынках, вряд ли пойдем назад. Я думаю, что в среднесрочной перспективе мы увидим полное изменение потоков энергоносителей, и здесь европейцы вырыли себе очень глубокую яму. Как-то я говорил, что весь этот процесс, который мы сейчас наблюдаем, можно было бы назвать «закат Европы»», — рассуждает Танкаев.

По его словам, на сегодняшний день перед Китаем стоит задача перейти на газ как на основной источник энергии. Для этого им потребуется 1 трлн кубометров газа в год. Россия, по словам эксперта, такую потребность удовлетворить может: например, те месторождения, которые уже введены в эксплуатацию и обеспечены магистральными газопроводами, такое количество газа.

Однако в данном случае есть и проблема: Китай, который уже сумел «поставить под контроль газовую промышленность Туркменистана и в значительной мере Ирана», хочет платить за газ по минимальной цене. Кроме того, отмечает эксперт, сложность заключается и в том, чтобы «создать систему распределения газа для потребителей» в самой КНР, которой потребуется огромное количество «капиталовложения для обеспечения системой газопроводов весь северо-восточный Китай».

  • 30 декабря Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин провели переговоры по видеосвязи. В ходе них президент России сообщил, что продолжается работа «над созданием мощностей в сфере добычи и переработки углеводородов». По его словам, превышение суточных контрактных обязательств по поставкам газа в декабре достигало 18%, планируется «еще больше нарастить объемы прокачки».
  • По данным Минфина России, за неполный 2022 год (данные с января по ноябрь) нефтегазовые доходы составили более 10,6 трлн рублей, тогда как за полный 2021 год их объем составил более 9 трлн рублей. В следующем году на фоне введения потолка цен на нефть и газ, по прогнозам Минфина, нефтегазовые доходы сократятся и составят 8,9 трлн рублей.

О том, какие изменения в нефтегазовых доходах ждут Россию и как изменится внешняя торговля в 2023 году, читайте в материале RTVI.