Крупнейшая российская судоходная группа «Совкомфлот» вынуждена была по настоянию своих западных кредиторов продать часть флота в рамках плана по погашению долгов и — в долгосрочной перспективе — возвращению на международные рынки после снятия санкций. По словам источников Financial Times, уже закрыты сделки по продаже не менее 20 судов, хотя сама компания настаивает на том, что продала лишь 12 судов — это 10% флота.
Если же верить FT, «Совкомфлот» избавился от шестой его части. Другие источники, на которые ссылается издание, говорят о передаче покупателям 40 судов — а это уже треть всего флота российской компании.
Представители отрасли считают, что продажа 12 судов позволила сократить общий непогашенный долг на $1,3 млрд за счет реструктуризации кредита и избежать дефолта, который нанес бы ущерб репутации «Совкомфлота» перед кредиторами и фрахтующими суда крупными нефтяными компаниями, включая Shell и Total.
Продажа активов «Совкомфлота» началась после того, как руководители энергетических компаний предупредили, что российская нефтяная и танкерная промышленность под санкциями начнет работать по моделям Ирана и Венесуэлы — с «теневым флотом», работающим вне международных рынков. Эти суда отключают сигналы местоположения, ходят под фальшивыми флагами и зарегистрированы на подставные компании.
Западные кредиторы «Совкомфлота» стремились разорвать отношения с ним до 15 мая — такой крайний срок назначили власти Евросоюза, — поэтому продажи судов проводились в ускоренном режиме.
В число проданных судов «Совкомфлота» вошли четыре танкера для транспортировки природного газа, которые голландский банк ING продал компании Eastern Pacific Shipping, принадлежащей израильскому миллиардеру Идану Оферу. Несмотря на сжатые сроки для проведения сделки, цены оказались близки к рыночной стоимости танкеров ($700 млн), и покупателю удалось быстро сдать газовозы в аренду.
Еще четыре судна перешли под контроль транспортных компаний, которыми владеет греческий магнат Эвангелос Маринакис — собственник футбольных клубов «Олимпиакос» и «Ноттингем Форест».
ING был основным банком, участвовавшим в продажах, но другие западные кредиторы «Совкомфлота», включая Citibank, Société Générale, KfW и Crédit Agricole, также пытались уменьшить свою долю в российской компании. Некоторые суда были проданы напрямую покупателям, но в случае с голландским банком ING продажами занимался сам кредитор.
«Я думаю, что всем процессом руководили банки, а не «Совкомфлот». Они хотели решить свои проблемы и оказали давление на регулирующие органы в Брюсселе, чтобы те позволили им управлять процессом», — заявил FT представитель одного из крупных игроков мирового рынка морских грузоперевозок.
В «Совкомфлоте», как пишет FT, утверждают, что не имеют планов по дальнейшей продаже своего флота.
«Совкомфлот» был основан в 1988 году и по данным на конец 2021 года являлся крупнейшей судоходной компанией России с флотом из 122 судов, чуть менее половины из которых предназначены для перевозки сырой нефти.
82,8% акций «Совкомфлота» принадлежит правительству России, остальные в октябре 2020 года были размещены на Московской бирже. С тех пор они упали в цене на 60% из-за санкций.
13 мая Wall Street Journal сообщала, что «Совкомфлот» продал свои танкеры в Азию и на Ближний Восток для оплаты по кредитам. По данным издания, пять нефтяных танкеров достались дубайской Koban Shipping, а четыре газовоза — сингапурской Eastern Pacific Shipping.