В России еще не сложилась правоприменительная практика в отношении законов о полном запрете пропаганды ЛГБТ и в части сотрудничества с авторами-иноагентами. Поэтому издательства в своей работе все чаще опираются на свои юридические и правовые департаменты. Об этом рассказал гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев в эфире программы «Хроники нового мира» на RTVI.

«Законы по иноагентам и ЛГБТ только приняли, и, к сожалению, пока не сложилось правоприменительной практики и нет правоприменительных документов. Поэтому и книжные магазины, и издательства трактуют закон так, как читают. <…> Понятно, что все перестраховываются», — сказал он.

Капьев выразил надежду на то, что в 2023 году правоприменительная практика по этим вопросам будет проработана, чтобы отрасль смогла работать «нормально, без паранойи».

Ранее СМИ писали о том, что книги авторов, внесенных Минюстом России в реестр иностранных агентов, продают в некоторых магазинах в непрозрачной бумаге с пометкой «18+». По словам Капьева, жестких требований о том, как нужно действовать издательствам и магазинам в условиях обновления законодательства нет. «Заворачивать в непрозрачную пленку… этого требования нет, насколько я помню. Можно издавать в прозрачной пленке и ставить «18+». Больше никаких требований нет», — сказал он.

При этом, как отметил гендиректор «Эксмо», объем продаж и объем книг иноагентов, а также произведений, в которых затрагивается тематика ЛГБТ, «крайне небольшой».

При этом, Каптев подчеркнул, что перегибов в применении новых законов быть не должно, поскольку «даже в классике в огромном количестве книг есть упоминание о тех или иных ЛГБТ-отношениях». В частности, по вопросу ЛГБТ издательства, по его словам, «находятся в диалоге с государством».

«Пока мы делаем всё, что не запрещено законодательством. Понятно, что если будет какая-то политическая история или, например, ЛГБТ-тема, то мы, скорее всего, откажем или будем перепроверять с юристами, для того чтобы не нарушать законодательство. Но если это какие-то книги, которые не нарушают законодательство, и если это в рамках текущего правового поля, нет никаких ограничений», — заверил гендиректор издательства.

В то же время, добавил Капьев, «российские издатели, скорее всего, будут меньше работать с авторами, которых преследуют в России за дискредитацию армии, поскольку такое сотрудничество «накладывает дополнительную серьезную нагрузку и увеличивает риски». «Я думаю, что по крайней мере с теми [авторами], которые сейчас разыскиваются, скорее всего, издатели будут работать меньше. <…> Сейчас все издательства усилили работу правовых департаментов, юристов», — сказал он.

  • В октябре 2022 года телеграм-канал Ксении Собчак сообщил о «распоряжении», согласно которому в Московском доме книги запретили ставить на видное место произведения «оппозиционно настроенных» писателей и иноагентов, в том числе Бориса Акунина*, Дмитрия Быкова*, Дмитрия Глуховского*, Михаила Зыгаря* и других. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков тогда заявил, что в Кремле не усматривают тенденцию к «отмене» уехавших из страны писателей.

*Внесен Минском России в реестр иностранных агентов