Глава российских буддистов Дамба Аюшеев высказал версию, почему не тлеет тело бурятского ламы Даши-Джорджо Итигэлова в Иволгинском дацане — главном буддийском храме России в Улан-Удэ. Как пишут «Новые известия», этот почти столетний феномен Аюшеев обсудил с участниками первого Международного буддийского форума в бурятской столице.
Он сказал, что люди очень часто просят объяснить, почему Итигэлов достиг такого состояния. Признав, что, возможно, он никогда не узнает, каким образом легендарный лама «оставил свое тело», буддийский лидер попытался объяснить, для чего он это сделал.
«Он оставил свое тело, потому что буддисты в какой-то степени сироты. Будда ушел и не вернется. Кто-то должен заполнять этот вакуум. Оставляя свое тело, он нам заменил Будду, он нам этим помогает», — рассудил Аюшеев.
Как пишет газета, участники форума перед его началом совершили поклонение нетленному телу, которое считается главной священной реликвией Иволгинского дацана. Тело Итигэлова храм обрел в 2002 году. С 2008 года оно находится в специально возведенном для него дворце-храме.
Феномен нетленного тела Итигэлова
Даши-Джорджо Итигэлов, родившийся в 1852 году, был главой буддистов Восточной Сибири в 1911-1917 годах и почитается как один из выдающихся буддийских подвижников.
По легенде, 15 июня 1927 года он сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление прийти и посмотреть на его тело через 75 лет. Затем он начал читать специальную молитву-благопожелание для умершего, которую подхватили ученики, и так, находясь в состоянии медитации, согласно буддийскому учению «ушел в нирвану».
Его похоронили в кедровом кубе в той же позе лотоса. Спустя годы, в 1955-м и 1973-м, буддийские ламы тайно от властей поднимали саркофаг и осматривали тело, убеждаясь в его сохранности.
В сентябре 2002 года (как раз через 75 лет после погребения) нынешний глава российских буддистов Дамба Аюшеев узнал о местонахождении саркофага от пожилого жителя Бурятии. Вскоре он вместе с группой религиозных и светских деятелей поднял куб и перенес нетленное тело в Иволгинский дацан.
Частицы тела Итигэлова — образцы волос, кожи и ногтей — изучили в Российском центре судмедэкспертизы. По словам завотделом идентификации личности центра, заслуженного врача России Виктора Звягина, инфракрасная спектрофотометрия показала, что «белковые фракции имеют прижизненные характеристики». Трупного запаха не было ни при вскрытии саркофага, ни позже, добавил он. Вместе с тем на прямой вопрос журналистов, можно ли сказать, что лама жив, Звягин ответил: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов — абсолютный признак смерти».
С января 2005 года по распоряжению Аюшеева любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова приостановлены.